Заикнулась в одном ЖЖ о своей диссертации. Попросили рассказать подробнее. Ну, неспециалисты всё равно не поймут, чем я занималась, и почему пришла к выводу, что защититься мне в любом случае не дадут...
В общем, это - тезисы одного моего выступления на научной конференции. Они уже опубликованы. Поэтому плагиаторы могут не беспокоиться - это уже защищено законом об авторском праве))) Но в сети именно этого нет. Поэтому выложу. Знатоки поймут что к чему.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ИЛИ ПОПУЛЯРНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:
К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ
В начале 1990-х гг. ХХ века в библиотековедении и библиографоведении прошел ряд дискуссий о целесообразности существования рекомендательной библиографии, правомерности руководства чтением и точности термина «пропаганда книги».
Как отметил И.Г.Моргенштерн (4,С. 33), рекомендательная библиография «словно приняла на себя все грехи моноидеологии и монопартийности в библиографии». Результаты дискуссий оказались катастрофическими для данного вида библиографии - начался длительный кризис. Отрицалось все: целесообразность существования, теоретические и методические наработки, название. Именно в этот период С.П.Бавиным было сделано предложение о смене термина «рекомендательная» на «популярная» библиография, ввиду изменения функций и задач данного вида библиографии.
Рекомендательная библиография - специальная библиография, содействующая общему и профессиональному образованию, самообразованию потребителей информации, их воспитанию и пропаганде знаний. Популярная библиография - вид библиографии, обеспечивающий популяризацию знаний. Как видим, внешние отличия общественного и функционального назначения реально существуют.
В настоящее время наблюдается кризисная ситуация: наравне существуют две формулировки - «рекомендательная» и «популярная» библиография. Ни одна из них не признана оптимальной («рекомендательная» в понимании большинства библиографов предусматривает некое давление на личность читателя, навязывание определенных публикаций; «популярная библиография» ассоциируется с популяризацией библиографии - по аналогии с «популярной физикой» и т.п.). На наш взгляд, такая двойственность терминологии обусловлена недостаточным вниманием исследователей к багажу знаний и логических построений, накопленных наукой в целом. В основе термина «популярная библиография» лежит понятие «популяризация знаний», что иллюстрирует трактовка данного понятия в «Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания» (5, С. 143). Однако в библиографоведческих работах оно практически не рассматривается. Даже главный идеолог «популярной библиографии» С.П.Бавин ограничивается утверждением: «с информационно-культурологической точки зрения популяризация шире, чем рекомендация»(1). Однако звучит это утверждение неубедительно, ввиду отсутствия четкого определения понятия «популяризация».
Попытаемся выяснить, что следует понимать под «популяризацией знаний» и как это понимание может помочь в упорядочении терминологии.
В самом широком смысле популяризация - 1) изложение какого-либо вопроса в популярной, общедоступной форме; 2) распространение чего-либо, стремление сделать что-либо широко известным. Понятие «популяризация», по мнению библиотековедов и библиографоведов, призвано было сменить термин «пропаганда книги», которое ассоциировалось с коммунистической идеологией. Первоначально предполагалось, что формулировка «популяризация» подходит как для обозначения пропаганды литературы по определенной отрасли знания, так и для первого этапа воспитания культуры чтения, то есть привлечения к чтению.
Поскольку термин «популярная библиография» возник в русле библиографии литературной, представляется интересным рассмотреть понятие «популяризация художественной литературы», которое употребляют библиографоведы, с учетом общенаучной трактовки.
Так что же такое «популяризация художественной литературы»? На этот счет существует несколько мнений. Ю.С.Зубов и Н.А.Сляднева (3) видят в ней «представление читателю - реципиенту определенного круга лучших имен художников, их произведений, суждений и оценок этих художественных ценностей». М.И.Давыдова (2) отмечает, что «популяризируется не художественная литература, а знание о ней и сам процесс познания». Эти определения-утверждения имеют нечто сходное между собой и перекликаются с определением «пропаганда литературы» (пропаганда книги), под которой понимают «распространение сведений о произведениях печати, других носителях информации и их оценок для обеспечения наиболее полного использования в интересах разностороннего развития личности (включая повышение профессионального уровня)» (5, С. 151).
На наш взгляд, неопределенность в трактовке термина может быть снята после более подробного рассмотрения функций популяризации науки.
Традиционно выделяют следующие функции популяризации:
- информационную, которая проявляется в представлении читателю большего количества разноплановой информации. Данная функция является базовой, без неё невозможно существование двух остальных;
- мировоззренческую, которая проявляется в рекомендации литературы, способствующей формированию личности, выбору жизненной позиции, воспитанию общественного вкуса;
- практическую, заключающуюся в оказании помощи в образовании и самообразовании, в совершенствовании профессионального мастерства.
Как видим, функции популяризации не только не противоречат общественному и функциональному назначению рекомендательной библиографии, но подтверждают его. Однако, различия есть. Популяризация не предусматривает рекомендации. Она направлена на предоставление пользователю разноплановой информации и предусматривает с его стороны свободу выбора.
Мы находим допустимым понимать под популяризацией художественной литературы деятельность по распространению сведений о литературных явлениях в целях ценностной ориентации читателей, углубления понимания художественного произведения, привлечения к чтению или предоставления «самодостаточной» информации, помощь в получении образования или самообразовании, формировании мировоззрения, определении жизненной позиции. При этом под сведениями о литературных явлениях мы понимаем информацию о литературных течениях, круге имен, личности автора и т.п. Углубление же понимания содержания произведения или личности автора возможно через переосмысление, исследование текста (возможно, даже построчно), биографии писателя, его дневников, мемуаров, писем и т.п. «Самодостаточной» является информация, которая дает читателю исчерпывающее, достаточное для него знание, делает возможным отказ от чтения первичного документа (романа, повести, поэмы).
На каждом этапе читательской деятельности популяризация художественной литературы может преследовать разные цели:
- привлечение к чтению произведений;
- целенаправленную ориентацию в потоке мировой и отечественной литературы. Как отмечает М.И.Давыдова, читатель должен знать какие произведения относятся к изящной литературе, а какие - к второсортной;
- помощь в понимании произведения (через сведения об авторе, истории создания произведения, других произведениях данного писателя или жанра) и т.п.
Таким образом, понятие «популяризация» шире, чем «рекомендация», прямой целью которой является привлечение к чтению лучших произведений. На наш взгляд, целесообразно воспринимать рекомендацию как одну из операций популяризации. В этом случае рекомендательная библиография должна рассматриваться как подвид популярной библиографии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Бавин С.П. Популярная библиография и информационная культура личности: Монография. - М.: РГБ, 1996. - 92 с.
2. Давыдова М.И. Популярная библиография как феномен культуры //Библиография. - 1998. - № 1. - С. 135 - 139.
3. Зубов Ю.С., Сляднева Н.А. Что в перспективе: упадок или возрождение? //Библиография. - 1993. - № 3. - С. 128 - 137.
4. Моргенштерн И.Г. Рекомендательная или популярная? //Современные проблемы рекомендательной библиографии: Сб. науч. трудов /Рос. гос. б-ка. НИО библиографии. - М.: Пашков дом, 2001. - С. 33 - 39.
5. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания /Рос. АН; Б-ка по естеств. наукам. - М., 1995.