Пост написан по заказу
pryanik Интервью с писателями напомнили мне о моих и не моих ошибках, которые хорошо бы избегать при написании книг.
1. Много идей - катастрофа
Я говорила уже раньше, что первая попытка написать романа у меня оказалась неудачной, потому что я захотела впихнуть в него слишком много идей. Поэтому не вставляйте в свою книгу более двух идей, чтобы конструкция не рухнула.
2. Подражание - ловушка
И, кажется, я говорила, что мне тогда очень хотелось, чтобы книга получилась «как у Велтистова, как у Крапивина, как у Брэдбери и как у Стругацких». Естественно, ничего не получилось совсем. Поэтому, приступая к работе, не ориентируйтесь ни на кого. Во всяком случае, сознательно не ориентируйтесь, чтобы не оказаться в ловушке. Допустим, у вас уже есть оригинальная идея, есть уникальный герой. А вы пытаетесь эту идею приблизить к какому-то своему любимому автору. Мучаетесь сами, мучаете героев. Допустим, у вас получилось. А теперь поставьте себя на место читателя. Я, например, не люблю «стилизацию» под известных авторов. У меня сразу возникает неприязнь к писателю, потому что, открывая книгу нового для меня автора, я надеюсь увидеть в ней нечто такое, чего раньше не читала. Избежать «копирования» любимого автора в самом начале своего творческого пути удаётся немногим. Но именно эти новички становятся настоящими писателями. Поэтому, поймаете себя на том, что копируете, перепишите «сомнительное место» в тексте заново, сделав его уникальным.
3. Чрезмерное стремление к идеалу - гибель
Спору нет, писать надо хорошо. Но не слишком хорошо. Если вы будете цепляться к каждому слову, стараясь сделать его лучше-лучше-лучше, вы никогда не допишете книгу до конца. Запомните, что вам придётся выбирать одно слово из двух-трёх-четырёх. Если вы не можете определиться с тем, какое из них выбрать, значит, все они не верны. Ну, например, в одном интервью был рассказ о том, как поссорились два соавтора, решая, какое выражение лучше: «кот пошёл к лесу» или «кот пошагал» (что-то в этом роде, точно не помню). Что сделала бы я в таком случае, когда не могу определить, что лучше? Я бы написала что-то вроде: «кот дунул к лесу рысью», «кот одним скачком перелетел к лесу», «кот важно прошествовал к опушке, словно президент на инаугурации» … Последнюю фразу можно слегка «припудрить» юмором: «кот важно прошествовал к опушке, задрав хвост, словно президент на инаугурации».
4. Не переусердствуйте с физиологией!
С некоторых пор авторы взяли моду описывать физиологию героев. Они же кушают, какают (и не фиалками), писают, у них бывают месячные… Мне, как читателю, совершенно неинтересно знать сколько раз они это делают, в каких позах, чем вытираются и испытывают ли при этом наслаждение/облегчение/затруднения. А когда героини на каждой странице вспоминают про то, что у них «критические дни», мне хочется дать в лоб автору, чтобы у него мозги прояснились. Приличные девушки/женщины НИ-КОГ-ДА об этом никому не скажут.
Если эта подробность никак не влияет на сюжет, то не надо её, вообще, упоминать!
5. Врать - сложно, поэтому перепроверяйте написанное!
Это я для авторов, которые пишут фантастику или детективы. Потому что писать реалистичные рассказы, книги значительно проще. У тебя реальный мир, ты знаешь его законы. В вымышленных мирах постоянно надо себя перепроверять. Я когда-то описывала свой опыт в одной литературной игре про флайперов - крылатых людей. Скажу сразу, что игра была скучная, там почти ничего не происходило, и когда мы туда ввалились своей слаженной компанией, на нас сбежались посмотреть все. Но вернусь к ляпам. Представляете, мы проиграли где-то месяц, а потом до кого-то всё же дошло, что флайперы живут среди людей сотни лет. И при этом им как-то удаётся скрывать свои крылья! Так что у них за крылья, и какую одежду они носят? Или тот случай, который я много раз приводила в пример - молодой парнишка лихо описывал «уход от погони» дракона через лес. Его герой лихо лавировал между деревьями, неся на спине троих людей!!! Да, дракон должен был лихо проломить там просеку!
То же самое с детективами. Там каждая деталь должна быть на своём месте, не выдавая заранее преступника, но давая возможность потом её напомнить читателю.
Проверяйте и перепроверяйте себя, давайте почитать написанное друзьям и знакомым. Причём таким, кто настроен критически. Не ищите одобрения, ищите того, кто будет придираться к каждой строчке и точке. Только так вы сможете создать более-менее правдоподобную картинку.