Почему именно «Проза»? Потому что давать советы поэтам не берусь. Ибо завязну на первой же ступени - отличиях поэта от графомана. Увы, несколько графоманов пробовали свои силы в номинации «Лучший детский поэт» на литературной премии им. А. С. Серафимовича... Печально…
По поводу прозы.
Первое правило, которое стоит запомнить каждому участнику: «Не спеши! Перед отправкой обязательно перечитай свой текст!»
Несколько человек получили от меня низкие баллы за невыверенный текст. Надо понимать, что они участвовали в профессиональном (да-да, профессиональном, а не любительском), да ещё и Международном, конкурсе, поэтому ни грамматических, ни грубых стилистических ошибок не должно было быть. Не сомневаюсь, что, если бы люди не торопились с отправкой работ на конкурс и внимательно перечитали их, у них не было бы переходов с «они» на «мы». Идёт повествование от третьего лица - пошли, допустим, Дениска с Мишкой (не помню, как там звали героев) к заброшенному дому, и вдруг поперёк стройного текста появляется фраза: «и тут я подумал, чего это мы с Мишкой туда полезем?». Кто «я»? Дениска или автор?
Ещё один человек, наверняка, бы исправил свой рассказ, если бы посидел и подумал над несколькими фразами. Я уверена, он догадался бы убрать слово «назад», потому что оглянуться вперёд невозможно. И он же догадался бы заменить «все они тоже обрадовались» на «оба тоже были рады», ибо «все» - это, когда много человек, а не всего два приятеля. Поторопился.
Останавливаюсь лишь на двух примерах, хотя можно было бы и продолжать. Надеюсь, смысл ясен. Даже, если вы считаете, что рассказ закончен, его перед отправкой надо открыть и перечитать.
Или, как советует в комментариях
pryanik, отдайте текст профессиональному редактору или корректору. Да, за это придётся заплатить, но «оно того стоит» - на кону победа в серьёзном конкурсе.
Грамматические, стилистические ошибки - это неуважение к жюри. Как вы думаете, поставят ли вам высокий балл за это?
Второе правило: «Если отправляешь не рассказ, а отрывок из книги, сделай его логически завершённым»
Наверное, те участники, что обрывали повествование «на самом интересном месте» думали заинтриговать членов жюри. Со мной это не получилось. Знаете почему? Мне одно время присылали свои тексты начинающие авторы. Многие бодренько начинали, но к середине произведения «сдувались» не вытягивая ни сюжет, ни идею. По куску большого произведения сложно сказать о книге в целом. А уж, если из присланного отрывка, вообще, не понятно, к чему это написано, то… Даже синопсис не спасёт.
Правило третье: «Если посылаешь отрывок из книги и сопровождаешь его синопсисом, не пересказывай содержание»
Сопроводить отрывок книги синопсисом - хорошая идея. Но… когда член жюри получает ваш текст в какой-нибудь предпоследней-последней партии, а в нём полный пересказ книги или рассказа, у него возникает желание поставить оценку не читая. Лично я прилагала усилия, чтобы заставить себя всё-таки прочитать то, что прислали.
Синопсис для конкурса должен отличаться от того, который вы отправляете в издательство. Не расписывайте всё, дайте основную канву. Проще говоря, пишите не полноценный синопсис, а аннотацию на книгу.
Как это сделать? Просто. Например, вот так: «Современные подростки пересекают Стикс и отправляются вслед за Вергилием, который проводит для них экскурсию по всем кругам Ада. Везде подстерегают опасности. Ребятам предстоит пройти через серьёзные испытания, чтобы вернуться в наш мир».
Вы дадите понять, о чём ваша книга, что упростит жюри понимание присланного отрывка, при этом не соблазняя судей на халтуру.
Правило четвёртое: «Не сюсюкай там, где не надо!»
Вообще, на мой взгляд, нигде не надо сюсюкать, если только вы не пишете стихотворение с обращением непосредственно к ребёнку. Маленькому ребёнку. В возрасте до трёх-четырёх лет.
Временами возникало чувство, что люди работают с умственно отсталыми детьми. Поднимается серьёзная тема, явно рассчитанная на ребят в возрасте от 8 до 12 лет, а стиль такой, словно читать это будут дошколята. Как вы думаете, сколько страниц такого текста прочитают ребята «младшего» и «среднего» школьного возраста. Нисколько. Не будут они его читать. Себя вспомните в их возрасте. Вы же считали, что вы уже большие! И они также думают. Пишите так, словно пишете для взрослых.
Даже для дошколят можно и нужно писать так, словно они уже большие. Вспомните Агнию Барто! «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу! Всё равно его не брошу, потому что он хороший!» Где сюсюканье? А писалось для малышни!
Правило пятое: «Пиши о детях и для детей»
Это правило хочу пояснить. Все (за исключением тех, кто ошибочно, на мой взгляд, попал в детскую номинацию) конкурсанты писали для детей. Героями многих произведений были дети. Но… уже в середине своего судейства я начала закипать.
На самом деле детей во многих произведениях НЕ БЫЛО! Были оболочки. Реальный ребёнок ТАК не поступил бы, ТАК не сказал бы ни при каких обстоятельствах. Авторы создали некую «модель» ребёнка - каким они его себе представляют.
70-80 % присланных работ описывали ситуацию с попаданием ребёнка в какой-то сказочный мир, где он должен был сразиться с Бабой Ягой, Кощеем и другими злыми персонажами. То есть был крутой перебор с «развлекаловкой». В принципе, это неплохо, если не учитывать того, что детская литература, в идеале, должна способствовать развитию ребёнка, его познанию мира. Где-то 10-15 % этому и способствовали. Очень понравились многие рассказы «из мира животных». Отчего-то кошки, собачки, пчёлки получались живыми и естественными. Более живыми и естественными, чем дети…
Были ли такие рассказы, где я увидела живых детей? Да, были. Приблизительно 1 % от пришедших работ. Очень понравился рассказ о том, как девочка захотела встретить Новый год в деревне - очень ярко вспомнилось моё собственное детство, которое проходило, практически, в деревне - в частном секторе. Уважение автору рассказа «Путь Тимура» о мальчишке, который, прочитав книгу Гайдара, организовал свой отряд, а потом пошёл учиться в кадетский корпус. Может, где-то что-то автор и «не дотянул», но рассказ (вернее, цикл рассказов) получился очень достойный. Замечательно написаны рассказы одной женщиной (уверена, что такое могла написать только женщина). Особенно понравилось её «Солёное пёрышко».
Под конец судейства я решила ставить высокие оценки в первую очередь тем произведениям, в которых описаны живые персонажи-дети и которые на что-то ориентируют детей-читателей. Или рассказывают о прошлом. Например, о войне.
«Тяжело, но прекрасно», - так могу сказать про два рассказа, посвящённых блокаде Ленинграда. «Синие глазки» про куклу, пережившую блокаду вместе со своей хозяйкой, которая через много-много лет приносит свою Сонечку на выставку о блокаде в районную библиотеку, и просит быть с ней поаккуратнее - от возраста у Сонечки может отвалиться голова… Естественно, далее проходят воспоминания этой женщины о том, как всё это было.
Название второго рассказа, вернее, сказки, увы не помню, а смотреть долго. Это - наглядное пособие того, как можно рассказать о блокаде, не описывая всех ужасов. Сказочные герои с иллюстраций одной красивой книги вдруг начинают замечать, что становится холодно. Они выживают - Золушка приглашает всех к печке погреться, дровосеки рубят дрова, Снежная Королева из своей шубы шьёт шубки гномам, даже Баба Яга жертвует свою ступу для общего блага… А «связным» с реальным миром служит Дракон с самой красивой иллюстрации. Именно он вдруг замечает, что руки восьмилетнего мальчика, взявшие с полки книгу, превратились в старческие… Надеюсь, этот рассказ войдёт в итоговый сборник литературной премии. Печальная, но красивая сказка о гибели сказочных персонажей, которые всё понимают, и готовятся к кончине…
К чему я это рассказала? К тому, что выигрывает в конкурсе такой рассказ, который выгодно выделяется на общем фоне. Он нестандартный и нетипичный. Одним словом, не «развлекаловка» с которой был перебор.
На этом закончу свои советы конкурсантам. Потому что дальше хочется поговорить не только о конкурсных, но и о внеконкурсных произведениях для детей, о детской литературе в целом. Ведь, конкурс - это небольшая модель всей массы литературы для детей (библиографы говорят «документальный поток»), которая издаётся в последние годы.