На очереди несколько тем, которые хотелось бы обсудить, но вчера в группу нашей библиотеки пришло сообщение, которое вызвало у меня раздражение.
На первый взгляд, сообщение как сообщение. Автор предлагает почитать его произведение. К нам в группу постоянно «стучится» кто-то из авторов, уверенный, что его книга - это именно то, чего мы ждали, что у нас куча свободного времени, что нам просто нечего делать - только читать стихи, прозу, публицистику каждого, кто «постучался» в нашу дверь. Большая часть этих авторов «круто не попадают». Мы - не детская библиотека, поэтому нам ни к чему развивающие игры для дошкольников, мы не занимаемся политикой и т. д. Но это сообщение - просто образец того, как «не надо писать» рекламные письма.
Вопрос «к залу», а вы бы стали читать книгу автора, который «во первых строках» выдаёт следующее:
«Изучая литературный процесс, я пришёл к парадоксальному выводу: чем лучше произведение (тематика, стиль, герои), тем сложнее ему пробиться к читателю. Это открытие я сделал, обивая пороги издательств с повестью о Люцифере. Как случилось, что текст, чья поэтика не уступает лучшим образцам русской прозы, оказался на задворках?
Я задал этот вопрос Валерии Пустовой, Павлу Басинскому, Андрею Немзеру, Анне Нуждиной, Галине Юзефович, Михаилу Эдельштейну, Марианне Дударевой, Ольге Бугославской, Ольге Аникиной, Евгению Абдуллаеву, Анастасии Павловой, Сергею Костырко, Анне Берсеневой, Дмитрию Бавильскому, Татьяне Веретеновой, Михаилу Гундарину, Льву Данилкину, Арсению Гончукову, Ольге Маркарян, Андрею Тимофееву, Сергею Дивакову, Сергею Баталову, Александру Евсюкову, Константину Комарову, Михаилу Хлебникову, Ивану Волосюку, Борису Кузьминскому, Ивану Родионову, Елене Погореловой, Елене Сафроновой, Анне Наринской, Анне Жучковой, Алие Ленивец (Кайбалдиевой)...
Но критики чуть ли ни в один голос стали советовать нанять агента, чтобы тот оплатил услугу литературной экспертизы без права публикации».
Во-первых, на свете найдётся ограниченное число людей, которые захотят читать книгу про Люцифера. Во-вторых, «литературная экспертиза без права публикации» - это нечто с чем-то. Такое чувство, что все критики его мягко послали к экспертам, чтобы те объяснили, что его произведение серьёзно уступает по поэтике «лучшим образцам русской прозы». А он не пошёл, потому что, видите ли: «Трудно представить, чтобы Белинский просил Некрасова, ворвавшегося к нему с криком: «Новый Гоголь явился!», истребовать от автора «Бедных людей» мзду в обмен на рецензию в «Отечественных записках»)))
Увы, я не Достоевский, да и Белинского, Писарева, Добролюбова, Страхова, Киреевского и Дружинина - ищи свищи...»
Зачем ему критики? Он знает, что гений, а гении не платят.
Не буду долго объяснять, что тут не так. Всё тут не так. Не так «заходят» к читателю, стараясь его заинтересовать. Если с первых слов сказать, что тебя не печатают, что тебя, мягко говоря, «посылают»… на экспертизу, то ждать положительного отношения к себе не стоит, даже, если в конце послания ты говоришь, что две главы романа были напечатаны в журналах. Наши головы - не свалка, куда можно закинуть всё, что угодно. Простите, авторы, но у каждого читателя есть право выбора - и что читать, и про кого читать.
Лично я, вообще, не люблю, когда за мной назойливо ходят что-то предлагая. Надо будет - пойду и куплю сама. Нужна мне будет услуга - найду того, кто её выполнит. А навязываться - последнее дело.
В общем, начинающие авторы, учитесь писать рекламные письма. Подсказываю - в первых строках надо заинтересовать читателя, найти к нему ключик, а не жаловаться на весь белый свет. Вываливая свои проблемы на чужие головы вы ничего не добьётесь.