Продолжаю просматривать советы для начинающих авторов. И порой набредаю на интересные темы для размышлений. Например, сетевое издательство Delibri приводит советы от писателя Майи Кучерской, вперебивку со своими собственными комментариями:
Совет от издательства:
Вам нужно полюбить персонажа. Примите все его слабости, ошибки и промахи. Не пытайтесь предвосхитить чужие интересы, пусть герой будет важен лично для вас. Если вам с ним не скучно, то, вероятно, он понравится и другим, и тогда читатель с готовностью последует за ним куда угодно.
Майя Кучерская: «Придумайте себе такого героя, за которым вам интересно было бы наблюдать. Представьте, как он выглядит, что любит и не любит, его характер, привычки, манеру говорить и вести себя. Запишите всё детально, для себя, и не забывайте сверяться каждый раз, логично ли поступает ваш герой, похоже, ли это на него. Далее, поместите героя в худшую для него ситуацию - что самое плохое может с ним произойти? Это событие будет началом, катализатором вашей истории».
Сразу вспомнилась история с Базаровым. Как известно, Тургенев не планировал делать Базарова положительным персонажем. Он хотел раскритиковать молодое поколение «нигилистов». И, если внимательно читать роман, этот герой просто отвратительно ведёт себя. Хамит брату хозяина, вбивает клинья между хозяином и Фенечкой, при этом исправно ест чужой хлеб и пользуется чужой библиотекой… А в результате Базарова признали человеком «нового поколения» и стали ему подражать. Поэтому совет обязательно «полюбить героя» можно не соблюдать.
Сомневаюсь, чтобы Горький любил Самгина, Сологуб Передонова и т. д. А герои получились живыми. Отвратительными, но живыми.
Следующее «положение» от Майи Кучерской, о котором хочется сказать несколько слов.
Майя Кучерская: «Нам нравятся книги, где мы не спотыкаемся о каждое слово, а плавно скользим по истории, следуем за героем. Хорошо устроенный текст подвижен, он бежит, как река, и влечёт за собой читателя. О чём бы вы ни писали, ваша история должна развиваться, наращивать напряжение, чтобы разрешиться в финале. Структура, форма, язык - ничего не должно мешать читателю погружаться в ваш рассказ».
По этому поводу хочется вспомнить один момент из библиотечной практики. Однажды к нам в новых поступлениях пришла красивая книга - Гомер «Одиссея. Илиада». Пришла девушка, спросила это произведение, ей выдали. Потом она вернула книгу. Библиотекарь открыла её, и чуть не упала в обморок. Вся книга была исписана карандашом. Рядом со стихотворными строками шёл… «прозаический перевод». Времена были такие, что можно было через учебное заведение наказать «вредителя». Вызвали девушку в библиотеку, заставили сидеть и стирать всё написанное. Спросили зачем она, вообще, это сделала. Оказалось, что девушка не воспринимает стихи. От слова «совсем». Ей «перевели», она записала, чтобы ответить на занятии.
А ещё есть ряд людей, которые оборвут все ваши «лёгкости» на полуслове: «Друг мой Аркадий Николаевич, не говори красиво!»
Это к тому, что совет Майи Кучерской, конечно, ценен, но надо помнить, что читатели у нас разные, и там, где один порадуется лёгкости слога, другой будет ругаться на его сложность. Поэтому к этому положению надо подходить, понимая, что на всех не угодишь. Старайтесь писать легко, но не зацикливайтесь на этом. Льва Толстого читают до сих пор, хотя его слог нельзя назвать лёгким - предложения на полстраницы!
Ещё один спорный момент:
Майя Кучерская: «Помните, что в финале вашей истории всё затронутое вами должно быть проговорено, ответы на вопросы получены, а цели героев, так или иначе, достигнуты - нельзя заканчивать текст на полуслове и оставлять читателя в недоумении».
Вообще-то, в литературе есть такое понятие, как «открытый финал», когда читатель волен сам решать, что произошло дальше с героем. Примеров - масса!
«Тихий Дон» Шолохова. Автор оставляет Григория, прижимающим к груди сына, и никто не знает, что будет дальше. У того же Шолохова - «Судьба человека». Где «всё проговорено, ответы получены»? Уходит Андрей Соколов, ведя за собой Ванюшку, а автор, глядя им вслед, лишь «хочет надеяться»…
А вот к этому совету Майи Кучерской присоединяюсь:
«Даже самую невероятную историю можно рассказать так, что читатель уснёт на третьей странице. Если автор не испытывает эмоций по поводу того, что происходит в его истории, их не испытывает герой, а значит, читатель тоже ничего не почувствует и забросит вашу книгу. То, о чём вы пишите, должно быть, интересно в первую очередь вам. На основе вашего опыта может получиться уникальный, неповторимый рассказ. Пишите о том, что вас волнует, тревожит, завораживает. Если история нравится вам, она точно понравится и читателю».
Подробнее о советах от издательства и Майи Кучерской можно прочитать здесь -
https://blog.delibri.ru/personal_experience/majya-kucherskaya-cws/?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=301825482