О тайнах литературного творчества. Психологизм

Jul 25, 2023 10:10


Пост написан по заказу pryanik

Эмоции героев или автора - неотъемлемая часть литературного произведения. Без их переживаний, страданий книга выглядит… суконкой, о которую можно вытирать ноги.

С психологией автора всё ясно - он вольно или невольно отразит её в сюжете, в описаниях местности, героев, выборе идеи. Помните мультфильм про то, что «принцесса была прекрасная, погода была ужасная», где слова «прекрасная» и «ужасная» менялись местами? Для оного автора природа и человек будут восхитительными, для другого отвратительными. Но во время развития сюжета может произойти смена оценки. Самый яркий пример - «Гордость и предубеждение» Джен Остин. В начале книги Дарси - отрицательный персонаж, а Уикхэм - положительный, в конце книги наоборот. На такой смене плюса на минус часто играют кинематографисты и авторы детективов. Порой ни за что не догадаешься кто же на самом деле преступник, и как поведёт себя в экстремальных условиях положительный персонаж.



Вспомните, какие книги вызывают у вас интерес? Если в жизни вы столкнулись с непониманием, то вас порадует книга, в которой герой будет похож на вас. Вы будете смаковать все движения его души. Можно сказать, в этот момент вы найдёте того, кто вас понимает. Но, если у вас всё в порядке, и никакие «тучи» на вашем горизонте не маячат, вы будете искать в книгах то, чего нет в вашей жизни. Хотя, как говорят психологи, что-то общее у героя и читателя в характере или судьбе должно быть общим, иначе «контакта» может не получиться.

Что может быть общим у героя, автора и читателя?

Детство. Мы все играем в игры. Во время игры мы испытываем азарт, радость победы или разочарования. В детстве у нас есть любящие и нежные или эгоистичные и деспотичные родители. У кого-то есть братья и сёстры, у кого-то дедушки и бабушки. Обязательно есть соседский мальчишка или девчонка, которые дружат или воюют с нами. Стоит описать какой-то эпизод или эмоцию из детства, и герой сразу становится «объёмнее» и, главное, ближе к читателю. Откуда автор черпает «детские воспоминания» героев? Большая часть писателей - из своего собственного детства или детства своих детей. Меньшая - из рассказов друзей, знакомых. Ещё меньшая - из наблюдений за детьми. Например, соавторами Владислава Крапивина можно назвать ребят из его отряда «Каравелла», Татьяна Александрова (автор книг про домовёнка Кузьку) была художницей, вела студию для талантливых ребят и обожала рисовать детей.

Главное, не увлекаться и не описывать детские эмоции просто «для красного словца». Каждое такой описание должно раскрывать мотивацию или какую-то черту характера героя. Описываете скупца - опишите, что он чувствовал, когда отец пропивал всю зарплату, и приходилось ложиться спать голодным. Если персонаж чёрствый человек - расскажите, как он раскрыл кому-то чувства, а его ударили по самому больному или унизили при всех. Это должен быть один небольшой эпизод - не больше, чем на две страницы. Ещё лучше - на одну. Но он должен вызывать у читателя либо сочувствие, либо возмущение.

Первая любовь. Она есть у всех. Не надо путать её с влюблённостью. Смешно говорить о том, что «первая любовь у героя случилась в детском саду, когда, сидя на горшке, он встретился глазами с прекрасной Виолеттой». Если вы не собираетесь писать нечто юмористическое и сатирическое, не рассматривайте дошкольное увлечение, как полноценную любовь.

Первая любовь приходит в подростковом или юношеском возрасте. Вспомните своего любимого мальчика/девочку (какие у него/неё были глаза, веснушки и т.п.), историю влюблённости приятеля, припишите эти воспоминания персонажу - и у вас получится «полноценный» герой.

Неудачи или победы. Они тоже есть у всех, просто не все их афишируют. Эмоции, которые автор испытывал при неудачах или победах, он легко приписывает своему герою, и читатель узнаёт их и принимает как свои.

Пересечений автора, героя и читателя может быть великое множество. Воины-афганцы с интересом читают книги об Афганской войне, учителя - о школе и т. д.

Начинающим молодым авторам (молодым по возрасту) рекомендую игру, в которую играю, когда надо куда-то добраться, дорога длинная, а заняться нечем. В транспорте или на улице присмотритесь к человеку и попробуйте понять кто перед вами. Присматривайтесь к его одежде, причёске, отмечайте его движения - они порой говорят очень много. Однажды я ехала в маршрутке с молодой красивой женщиной. Она была стильно одета, ухожена (маникюр, педикюр и т.п.). Выглядела эта дама как представительница творческой профессии - постоянная участница концертов, фестивалей, фуршетов, даже казалось странным увидеть такую мадам в обычной маршрутке. Дело было на конечной остановке. Дама села на переднее сиденье спиной к водителю, и, естественно, все деньги начали передавать через её руки. Собралась приличная стопка купюр, которую девушка «на автомате» пересчитала. Сделала она это так, что сомнений не было - это либо кассир, либо какой-то банковский работник. Через её руки проходит поток денег. Представьте, какой простор этот метод даёт для авторов детективов! Можно использовать и в мелодрамах - свекровь наблюдает за невестой сына, представляющейся дочерью профессора, студенткой, а на деле та так лихо считает деньги, что…

Другой эпизод. Снова общественный транспорт. Час пик, автобус, в котором люди набиты, как сельди в банке. Кондуктора не видно. Но хорошо слышен её голос. Мрачный, с хрипотцой, повторяющий два слова: «Проходим!» и «Оплатим!» По голосу я «определила», что дама непривлекательна. Скорее всего, этакий колобок лет под сорок, который ничего хорошего в своей жизни не помнит, обижена на весь белый свет… Наконец, кондуктор пробивается ко мне, и я потрясена - это хрупкая нежная девушка!!!

Есть ещё один вариант игры - поставить себя на место какого-либо человека. Не просто человека, а представителя определённой профессии. Обычно эту игру я «запускаю», когда надо долго идти пешком. Я выбираю себе роль. Например: «Я - продавец ларька с квасом» или «Я - водитель катка, укладывающего асфальт». И начинаю смотреть на происходящее его глазами. Вот к ларьку подошла мать с ребёнком, малыш капризничает, мать злится - разлила стакан с квасом, который хотела дать сыну, дала ему подзатыльник. Продавец думает: «Ну, что ты ребёнка зашугала совсем! На другой стакан, малыш! Только не плачь!» И в таком духе дальше - почему продавец не может терпеть детских слёз, как он относится к нервным мамашам, сколько их проходит за день через его ларёк. Вот вам и история с психологизмом. Хорошее упражнение. Не только для писателей годится. Я бы его всех заставила выполнять, чтобы лучше друг друга понимали и меньше конфликтовали.

Писала уже про то, что многие сюжеты берутся из жизни автора. Был у меня такой эпизод, который пока нигде не пригодился, но не скидываю его со счетов - появится нужда вставить нечто подобное в рассказ или книгу, обязательно вставлю.

Шла на работу через дворы. И в одном из них увидела слепого заблудившегося старика. Люди спешили на работу. Они, наверняка, были хорошими и добрыми, и обязательно бы помогли старику… если бы они поняли, что он - слепой. На дедушке не было чёрных очков, в руках у него не было трости, а у ноги собаки-поводыря. Он не шарил руками по воздуху. То есть он создавал впечатление здорового человека, который просто крепко задумался. Если бы моя бабушке не ослепла в 50 лет, и мне не пришлось водить её под руку, я бы тоже не поняла, что старик слеп и заблудился. Подошла с вопросом: «Вам помочь?» Слегка разговорились. Оказывается, он каждый день выходит на прогулку. Сам, без сопровождения. И обычно находит дорогу домой, а тут на него что-то нашло, и он запутался. Идти было недалеко - всего метров пятнадцать. Узнав, что у меня бабушка была слепой, старик обрадовался. Не думаю, что его радовала беда бабули, он рад был, что я понимаю его лично, чувствую его беду…

Я сознательно не говорила об одном моменте - о возрасте автора. Он серьёзно влияет на психологизм книги. Не надо сразу вскидываться и кричать о том, что и молодой автор может быть наблюдательным, он может многое в жизни пережить и… Есть такая разновидность психологии, как «патопсихология». Паталогическая психология, то есть психология больных людей. При определённых заболеваниях у человека изменяется сознание, меняется поведение. Я бы сказала, что «возрастная» психология - родственная наука с патопсихологией. Недавно, разговаривая со школьниками (не помню, что это было за мероприятие такое), я их попросила не обижаться на мам-пап-бабушек-дедушек, если они делают замечание за громкую музыку. С годами организм перестаёт вырабатывать определённые гормоны, кровеносная система страдает от всевозможных бляшек и тромбов. В результате громкие звуки могут вызывать головную боль. Взрослые, делающие замечания по поводу громкой музыки или криков за окном, не злодеи - они просто испытывают сильную боль и требуют прекратить пытки.

Вот как-то так я воспринимаю молодых авторов. Они, может быть, хорошие и талантливые ребята, но многих вещей пока не понимают, потому что не испытали их на собственной шкуре.

полезные советы, Литература

Previous post Next post
Up