Пост написан «по заказу»
pryanik Первый совет я дала раньше, но повторю его. Прежде, чем начинать бороться с творческим кризисом, убедитесь, что это на самом деле кризис, а не физическое недомогание. Я, например, легко работаю при большой температуре, но при большом давлении или при высоком уровне глюкозы в крови, серьёзно «торможу».
Если вы здоровы, но не пишется… Не пишите.
Я знаю, что есть совет писать через силу. Это годится в том случае, если вы уже находитесь в процессе работы - у вас начата книга, но вдруг вы поняли, что не можете дальше писать. В этом случае лучший способ избавиться от творческого кризиса - писать через силу. В какой-то момент «включится второе дыхание».
Если же вы не можете определиться с темой для книги, или решили сменить жанр, сделайте временную остановку, и займитесь чем-нибудь, чем никогда не занимались. Как правило, новое дело снимает блоки, заставляет размышлять на такие темы, которые раньше в голову не приходили. И в результате у вас начинают появляться новые идеи. Одна из них обязательно станет со временем книгой. Если не художественной, то какой-нибудь научно-популярной или ненаучно-популярной (я про кучу книг по самопознанию, которые пишут все, кому только не лень).
У меня есть такая привычка - даже, если я никуда не собираюсь, я просматриваю афишу мероприятий города. Бывает, тематика мероприятий навевает интересные мысли. А бывает и так, что находится что-то, что меня привлекает, я собираюсь и иду на мероприятие.
Например, в прошлом году я съездила на пробный урок школы «Графика», потому что в рекламе обещали научить «рисовать с нуля». Руки у меня не тем концом вставлены, так что мне стало интересно как они меня убедят в том, что я могу рисовать. Опыт был полезный по части психологии, потому что основная цель таких уроков для школы - раскрутить на платное обучение. Встретила меня девушка-менеджер, которая начала расспрашивать о целях обучения рисованию, показывать, как рисовать маяк, расписывать плюсы обучения именно в «Графике». В принципе, я поняла, что азы живописи там получить можно. А к ним ещё и уроки продвижения своего творчества, способы продажи картин и т. п., что, гипотетически, поможет стать коммерческим художником. Я, конечно, не обольщалась на счёт «коммерческого художника», понимая, что в наших реалиях, если «коммерческий», то, скорее всего, уже и не художник, а подёнщик, ибо тебе будут заказывать бесконечное количество копий понравившейся картинки. Подозрительно в этой «Графике», на мой взгляд, только одно (походила бы больше, больше бы подозрительного «накопала»): при рассказе о школе, девушка напирала на то, что у неё есть филиалы за границей, а занятия, между тем, проходили в пустом здании, которое владельцы собирались то ли продавать, то ли сдавать в аренду. Сомнительно, чтобы преуспевающая школа выбрала себе именно такое пристанище.
Но рассказ про «Графику» - для того, чтобы объяснить, что лично мне дал этот пробный урок. Я задумалась над одним вопросом - насколько же хорошо быть не только писателем, но и художником. Можно было бы нарисовать своих героев или определённые сцены книги. Зачем это нужно? Бывает так, что, описывая эмоции героя, я применяю кучу эпитетов, деталей, а потом одним махом всё вычёркиваю, потому что они рушат темп повествования. Мимо героя, например, свистит пуля или стрела. Сколько это мгновений? Никаких эмоций он в этот момент не может испытывать, они придут позже, а в тот момент он инстинктивно пригнётся или отшатнётся. В подобном эпизоде рассказ должен быть стремительным и длинные описания только вредят. А рисунок был бы кстати.
Зайдите на Яндекс.Афишу или Культура.РФ, например, - там всегда указывают время проведения различных мастер-классов. Присмотрите что-нибудь, сходите. Уверена, что какое-нибудь новое занятие даст толчок для сюжета.
Не хотите идти на мастер-класс, запишитесь на что-то экстремальное: хождение по углям, прыжки с парашютом или на параплане. Встряхнитесь эмоционально, получите дозу адреналина.
Ещё я постоянно что-то выписываю в блокноты и тетради. То найдётся интересный метод лечения чего-то, то цитата, которая в тот момент задевает за живое, то стихотворение… А ещё туда вписываются «безумные» идеи. На самом деле идеи не безумные, а преждевременные - нет пока у меня нужных знаний или опыта, не подготовлены морально люди, которым отводится какая-то роль в реализации идеи и т. п.
Так вот, когда наступает «творческий кризис», я начинаю просматривать свои блокноты и тетради. И… оказывается, что я доросла до какой-то идеи, или на основе метода лечения можно написать рассказ, или цитата настраивает на эссе, а стихотворение даёт повод сочинить что-то своё. Пусть это будет какая-то мелочь. Например, есть намерение написать роман, а напрашивается очерк. Как говорится, берите не глядя. На эту мелочь потом притянется что-то солидное.