Этой повести в моих планах на аудиосерфинг не было. Она пошла «довеском» к роману «Бородинское поле» с которым входила в один сборник. Приятным «довеском», ибо один из главных героев книги Семён Дежнёв был казачьим атаманом, а к теме казачества у меня трепетное отношение. Стараюсь узнать побольше о его истории. Итак…
Повесть «Хождение встречь солнцу» (почему-то в оригинале приводится вариант написания слова «встреч» с мягким знаком) посвящена землепроходцам земли Русской, приумножившим её славу своими открытиями на Севере и Дальнем Востоке, и принесшими своему государству большую пользу.
Но повествование об освоении сибирских земель начинается издалека - с описания ужина в доме боярина Василия, на котором его жена Мария Романовна выходит к гостям для целовального обряда не набеленная. Какое отношение это имеет к освоению Сибири? Косвенное. В Сибирь и далее отправляется брат Марии Романовны - боярин Борис Заблоцкий (поискала сведения о таком землепроходце и не обнаружила его в списках имён, составленных историками), только что освобождённый из-под ареста, куда попал из-за мужа сестры… Именно Заблоцкий в Великом Устюге «нанимает» себе в «походники» весёлого казака Семейку Дежнёва, который уже ходил ранее за Камень (так называли Уральские горы).
Семён Дежнёв - один из многих землепроходцев и мореходов, но далеко не единственный. Пожалуй, его можно назвать одним из самых удачливых «походников», что в немалой степени обусловлено его «государственным мышлением», воинским искусством и склонностью к дипломатии. Слушая о том, что делал этот человек, и сравнивая его со вторым главным героем повести - царём Алексеем Михайловичем Тишайшим, думаешь,
что несправедлива порой бывает судьба к России. Поменять бы местами Семейку и Алексея и… И тут же останавливаешь себя, потому что не представляешь, как бы договаривался с эвенками, чукчами, якутами и другими северными народами царевич, как он шёл бы несколько недель через ледяное поле без еды и воды, как сражался бы с воинственными племенами… Никак бы не шёл, и не было бы ни великих открытий, ни драгоценных песцов, которые в то время были единственной «валютой» России на европейском рынке. Серебра у России в тот момент практически не было, царство не успело оправиться после Смуты. Вот и шли в ход шкурки песцов, которых добывали Дежнёв-со-товарищи, удерживая Россию от разорения, создавая ей имидж богатой страны перед иностранными державами.
Судя по делам, которые сумел сделать Дежнёв, личность это была неординарная. Из учебников мы о нём знаем мало - пошёл туда, основал такой острог, открыл такой-то пролив. И дальше не интересуемся судьбой этого человека. Я вот и не знала, что он вернулся из своих походов живым. Думала, что сгинул, как многие его соратники в Сибири. Тем приятнее было узнать, что дожил он до старости, успел получить чин казачьего атамана, жалованье за десятки лет в размере 126 рублей… Не нашла подтверждения этого в источниках Интернета, но у Бахревского в книге происходит встреча Дежнёва с царём Алексеем Михайловичем.
Образ царя Бахревский создал интересный. В полном соответствии с его прозвищем «Тишайший». Появляется Алексей Михайлович лишь в середине книги. Добрый, слабохарактерный. Изначально не желающий быть царевичем, потому что всё детство прошло в поучениях: нельзя тебе играть, надо себя беречь. Потом, конечно, он входит во вкус своего положения, оценив, что теперь никто не может запретить ничего делать. Судя по тому, как его описывает автор, царь слегка глуповат или, скорее, инфантилен. Не замечает, что им крутит по своему усмотрению (и это историки подтверждают) боярин Морозов. Правда, в романе линия манипуляций «проходит» лишь в момент описания истории с влюблённостью царя в Ефимию Всеволжскую (знаменитую «касимовскую невесту») и расстройства свадьбы с ней. Позабавил (в духе чёрного юмора) один момент общения царя с народом. Оказал монарх свою милость людям, что волокли на казнь. Пожалел велел заменить одну казнь на другую (не помню точно, но, кажется, утопить должны были, а он велел повесить). Хороша милость. Впрочем, даже, если он поступает по совести, ничего хорошего из этого не получается. Поигрался ещё накануне смерти отца так, что покалечил коня и потерял свою богатую, украшенную камнями шапку. Тут встретился ему мальчонка, который предложил ему оставить своего коня у них - отец вылечит - а самому взять их лошадёнку. Царь на прощание велел найти его шапку и взять мальчишке, а ещё дал перстень с руки - в оплату. И боярин, которому принадлежал мальчик, покалечил его: «На моей земле шапка лежала, значит, моя». И снова пожалел царь - уже боярина. Поплакал с ним вместе, но приказал за бесчинства руки боярину отсечь. Хороший был царь-батюшка, добрый. Не знаю, как Бахревскому удалось, но он такую долю сарказма вложил в свою повесть по отношению к этому персонажу, удержавшись от слишком явной морализации на тему: «Царь-то профнепригоден».
Повесть вошла в сборник серии, рассчитанной на подростков, и изданный в 1980-е годы. Не знаю, будет ли «Хождение встречь солнцу» доступно пониманию современных подростков (непривычных к «медленному» чтению), но рекомендовать деткам эту книгу стоит.