Музей Суворова я решила посетить потому что в этом году исполняются юбилеи двух его великих деяний - перехода через Альпы и сражения при Рымнике. В следующем месяце буду проводить мероприятие, посвящённое генералиссимусу «Герой, не знавший поражений».
Образ Александра Васильевича со мной с детства. С тех пор, как папа прочитал рассказы о Суворове. Не знаю кто как, а я была впечатлена его системой самовоспитания. Хилый подросток, который научился перепрыгивать через стулья - это, на мой взгляд, стоило внимания. Конечно, немалую роль сыграл и фильм о Суворове, который я видела в детстве. Ярче всего помнится эпизод, когда Суворов выходит от Павла Первого, сославшись на то, что у него «брюхо свело» и кричит войскам «Варшава, слава!» и ещё несколько своих сражений называет. Никогда не был Суворов лизоблюдом, поэтому приходилось временами уходить «в отставку» и отсиживаться в деревне. Наверное, это мне в нём больше всего и нравилось тогда. Сейчас, изучив во время подготовки к мероприятиям по истории кучу документов по разным периодам, эпохам и войнам, я воспринимаю Суворова иначе, и на первое место выходит слово «профессионал». Причём профессионал не просто высшей квалификации, а профи вне конкурса, вне категории. Второго такого нет в истории планеты. Про Тамерлана можете не говорить - это другая эпоха и другая география.
И вот, находясь в Санкт-Петербурге, я не могла не прийти в музей Суворова. Находится он не в центре культурной столицы, хотя и не на окраине. Идти от метро пришлось полтора километра и сестра, которая изъявила желание пойти со мной, по дороге изнылась. Жарко, никакого транспорта напрямую туда не ходит. Зато, когда мы подошли к музею, она моментально замолчала и ухватилась за смартфон - фотографировать. И было что!
Музей напоминает крепость. Видно, что здание новое, не историческое. Но какая прекрасная идея! Мало того, что внешне музей напоминает крепость, на его стенах воспроизведены моменты из биографии Александра Васильевича.
Внутри музея фотографировать разрешено, но без вспышки. Поскольку мой смартфон иногда её самопроизвольно выдаёт, фотографировала издалека. Поэтому большая часть фотографий размыта.
Приятно было вспоминать то, что помнилось по старому-старому фильму, то, что читалось недавно про литературные опыты графа, которые были, увы, неудачными. Почему про литературные опыты заговорила? В музее отдельная витрина посвящена им - выставлены издания книг Александра Васильевича. И это не только «Наука побеждать». Суворов ценил писателей и поэтов, со многими дружил, пробовал писать.
В одном из залов привлек внимание один элемент… не знаю как назвать - декора, экспозиции? В верхней части зала перечислены все сражения в которых принимал участие Александр Васильевич, а их было 93! Девяносто три сражения и ни одного поражения!!!
Музей посвящён не только Суворову, но и его эпохе. Поэтому можно встретить портреты или скульптуры многих исторических личностей.
Для меня особенно ценными были два - портрет адмирала Ушакова (читала в юности книгу о нём и смотрела фильмы, восхищаюсь его искусством) и донского атамана А. К. Денисова. Последнего была особенно рада встретить. Воевал с Суворовым. Был не слабее Платова. И, как говорили злые языки, Платов сознательно оставил Денисова «на хозяйстве» на Дону, ревнуя к его славе. Именно Денисов собирал полки донского ополчения, когда Платов кинул свой знаменитый клич.
Среди экспонатов - форма как русской армии, так и армий противника. Много холодного оружия. К сожалению, не получилась фотография одного экспоната. Очень удивила меня польская сабля с необычным приспособлением, которое крепилось к гарде. Это нечто похожее на металлическую перчатку. По-видимому, она должна была защищать руку от удара саблей противника. Разглядывала и гадала - а как же хозяин сабли ей сражался? Это же страшно неудобно - сильно сковывает движения!
Уже перед самым уходом разглядела памятную доску с указанием того, что музей был создан Николаем II. Хороший подарок оставил миру последний русский император.
Рядом с музеем Суворова за оградкой ещё одно интересное культурное учреждение - Музей оловянного солдатика. Была бы одна, обязательно посетила бы. Но сестра уже к тому времени сильно устала (напоминаю, что у неё после аварии была раздроблена нога и ходить ей до сих пор трудно), и пришлось отказаться от этой затеи. Но музеем Суворова она осталась довольна, хотя военной историей почти не интересуется.