В ГМИИ им.А.С. Пушкина проходит выставка работ великого Тициана. Работ очень немного, но двух часов, которые были в моем распоряжении, мне не хватило. Каждое произведение требует полной отдачи, после которой нужно некоторое время восстанавливаться.
Хочу сейчас поделиться попыткой восприятия двух портретов, представленных на выставке.
Портрет Джулио Романо, 1536 г.
Это было первое, что я увидела. Первый импульс был - быстро окинуть взглядом и бегом в следующий зал, к "Флоре" и "Данае". Не знаю, какая сила удержала рядом от такого пренебрежительного отношения к художнику.
Итак, общее впечатление от портрета - он почти монохромный. Линия цельная, уверенная, спокойная. Она ведет нас, довольно настойчиво, от брови по щеке, усам, воротнику рубашки, спускается вниз по борту верхней одежды, затем еще ниже - по краю рукава. А затем по кисти руки взгляд скользит чуть вверх и оказывается на листе бумаги с чертежом архитектурного сооружения. Наверное, можно предположить, что так задумано, чтобы привлечь наше внимание к роду деятельности этого человека (в комментарии организаторов выставки к картине было сказано, что занятие архитектурных ремеслом считалось более почетным и Тициан сделал акцент именно на этом).
Но этого кажется мало, и я начинаю воспринимать колорит картины. Цветовые пятна фона, листа бумаги и одежды сухие и вялые, в них нет жизни. Нет цвета и света. Такое впечатление, что все они стремятся к серому. И вот на фоне этого безжизненного пространства мы видим невероятно живые пятна: лицо и рука художника. К сожалению, репродукция не передает ни цвет, ни впечатление. На реальной картине лицо и руки - именно ЖИВЫЕ.
И вдруг вспыхивает: сухой лист бумаги в живых руках художника! Да, он готовится сообщить этому чертежу на неживом листе бумаги жизнь!!! Он как бы замыкает его в своих руках. Он держит его в своих руках. Оживить неживое - вот в чем сила творца. И вот что открыл мне портрет, мимо которого я по глупости хотела пройти.
Портрет "La Bella", 1536 г.
Я концентрируюсь на линиях лица. Дыхание ровное, не глубокое, позвоночник спокоен. Напряжения нет. Линии брови, века, скулы, подбородка очень чистые, плавные. И цельные. Они не вздрагивают, никуда не спешат. Они одинаково спокойно движутся от первой своей точки до последней, ничто не нарушает эту цельность и спокойствие, это достоинство.
Как только я сосредотачиваюсь на платье, дыхание становится глубже, более явственным, что-ли, оно замедляется. Я отчетливо чувствую вес этого платья, его основательность.
В таком платье невозможны резкие жесты и торопливая походка. Платье как бы пышет жизнью.
Колорит платья насыщенный, но сдержанный. Красивейший синий оттенка морской волны, на нем - золото. И все это в контрасте с теплым коричневым. Глубина цвета подчеркнута объемной формой, глубокими складками рукавов и юбки. При этом цвета платья очень земные.
И вот озарение: тяжеловесность платья, его земные цвета как бы "заземляют" эту красавицу. И я понимаю, что она ЗЕМНАЯ женщина. На этой земле существует красота, она принадлежит именно этому миру. И эта красота в соединении молодости с достоинством и основательностью.