В начале лета побывала на выставке "100 работ Александра Бенуа" в галерее "Наши художники".
Александр Бенуа - один из создателей объединения "Мир искусства", его художественно-интеллектуальное начало. Больше всего поразило, что помимо ведения дневника, естественной духовной привычкой этого удивительного человека было "акварелирование" каждого дня жизни.
А.Н.Бенуа в сврем кабинете. Париж, 1946
Именно об этом - о привычке ежедневной духовной работы я так часто слышала на занятиях у Любови Михайловны Поповой. И вот - пример, материально воплощенный и наглядно представленный. Как говорится, есть, к чему стремиться.
На этой выставке А.Бенуа представился мне человеком, путешествующим по жизни, по времени и пространству. И этот странствующий путник запечатлевает то, что видит на своем пути. В его работах есть, прежде всего, настроение, выхваченное и запечатленное. Как будто остановившееся мгновение. Такое осязаемое и погружающее в себя. Слова, как всегда, только отдаленно могут передать чувство...
У Бенуа потрясающая композиция. Она придает импульс.
Я замираю, останавливаюсь возле симметричной зарисовки, погружаясь в бессловесный диалог.
Парочка. Эскиз декоративного панно, 1928
Или хочу стать легкой и пробежаться по анфиладе залов
Дворцовый интерьер, 1955
Я вижу итальянский пейзаж, обрамленный, как рамой, прохладным пространством старинного палаццо.
У входа в каза Камуцци, Монтаньола, 1911
Вот, что пишет об этом сам Бенуа: "... в моем распоряжении в казе (доме) Камуцци было даже целых три комнаты: в одной я занимался живописью, в другой, глядевшей на полукгуглую площадь перед домом, я становился писателем (своих фельетонов доя "Речи" и своей "Истории живописи"), в третьей - в нижнем этаже, в салончике с фамильными портретами, я мог в минуту отдыха предаваться (увы, на очень расстроенном пианино) своим музыкальным импровизациям.... Чудесный тенистый сад живописным гротом, террасами спускающийся к небольшому потоку, мы могли считать исключительно нашим".
Наверное, сильнее всего мне удалось прочувствовать рисунок "Кормление рыб".
Кормление рыб. Из серии "Последние прогулки Людовика XIV", 1897
я как будто услышала ритм ... Паммм-паммм-памммм - размеренно отмеряющий дни жизни Людовика. Это был ритм уходящих вдаль узких, почти игольчатых, крон постриженных деревьев. Как синусоида ритма сердца на кардиограмме - и она затухает... ритмы - это деревья, люди... люди также являются частью пейзажа и частью придворной жизни. Как был этой частью и сам Людовик 14 и поэтому себе принадлежать не мог. Все это - просто удары, просто - раз, два или три...
Здесь снова хочется процитировать Александра Бенуа: "... Вероятно, впрочем, что и тогда, когда эти тени были еще живыми существами, не было так хорошо в Версале, как теперь в пустынные будни. Пахло изысканнее, но больше пахло духами, нежели цветами и деревьями; стройность и изящество движений соответствовали гармонии декораций, но столько при этом произносилось нелепостей; была подлинная роскошь, ум и глаза изумлялись массе новых утех, в которых придворные художники старались выразить богопочитание "Единственного", но тут же, должно было, играл роль и сам этот "Единственный", обладавший удивительным даром ежедневно и без передышки исполнять эту свою роль так, как только играют первоклассные актеры на сцене...".
К выставке был выпущен потрясающий каталог. Многие рисунки, принадлежащие частным собраниям, после окончания выставки можно увидеть только в нем. Поэтому горжусь таким экземпляром в моей, пока совсем небольшой, библиотеке.
Ну и конечно, я не смогла пройти мимо рисунков букв азбуки. На выставке их было всего 3. Но мне повезло найти издание "Азбуки" А. Бенуа 2010 года, выполненное по эскизам 1904 года, в одном из интернет-магазинов Санкт-Петербурга. Надеюсь, однажды мой сын или дочка будут изучать буквы по этой волшебной книге... "М" - "Мама"....