В один из летних выходных мы решили побывать в Царицыно. Это была моя первая поездка туда и, сознательно или нет, но так получилось, что об этом месте я до этой поездки ничего не знала, не читала, не видела фотографий и прочее-прочее. Тем интереснее было понаблюдать за впечатлениями. Да, и еще я решила рискнуть и попробовать воспринять это место, откликнуться на него, на его архитектуру, на пейзажи... Ну и попытаться выхватить суть.
В Царицыно мы зашли со стороны Оранжерейных ворот. По мере движения я удивлялась масштабам пространства, но еще удивительнее было ощущение легкости, подъема, как будто ноги сами тебя несли в какую-то другую реальность. Обычно огромные пространства меня подавляют, но здесь не было ничего подобного.
Первым зданием, встретившим нас, оказался (это я уже потом прочитала на табличке) Хлебный дом.
Я почувствовала, что дыхание стало более стремительным, но и легким. Все устремило мой взгляд и меня саму вверх. Тело легкое, но вес в нем остался и до полета дело не доходит. Все наполняется радостью, но эта радость носит совершенно земной характер, это радость земного бытия...
При более близком рассмотрении самым удивительным стало то, что легкость эту создали... готические элементы: нижние окна первого этажа в виде стрельчатых арок, верхние окна первого этажа - в виде готического окна-розы!!!
Повторяющийся мотив арки в простенках между окнами, в отделке крыши... Несколько башенок на крыше напомнили шпили готических соборов, Святого Вита в Праге или Кельнского. Ну и характерная для готики дробность, устремленность ввысь. Но форма окон второго этажа, луковки в отделке крыши - они как будто говорят: "ну куда тебе улетать? Ты ведь дома!".
Я обошла Хлебный дом и думается, что такой ракурс самый удачный для него. Хлебный дом - простой и загадочный одновременно, самодостаточный и гармоничный.
Наверное, ни одно другое строение не произвело более сильного впечатления во время прогулки по Царицыно. Все остальные только усиливали и поддерживали уже увиденное и почувствованное, рождали новые ассоциации: теремА, сказка, старая Москва...
Только Большой дворец как будто заявлял о своей инаковости. Да, он соразмерен и ничему вокруг не противоречит, но он и не родствен до конца остальным постройкам. Он как будто уравновесил весь ландшафт, подчинил себе рельеф этой местности, выровнял его. Уравновешенность и спокойствие - такие чувства вызвал Большой дворец.
Позже, уже дома, стала искать информацию о Царицыне и узнала, что дворец, построенный по изначальному замыслу Василия Баженова, Екатерине II не понравился и был разрушен. А новый дворец был заново спроектирован Матвеем Казаковым, и таким образом приобрел эти уравновешивающие черты - черты классицизма. Вот почему его восприятие так разнится!!
Об этой загадке - причине гнева Екатерины II, которым она встретила творение Баженова, - снят очень интересный фильм: "Царицыно: императрица и зодчий" -
http://www.youtube.com/watch?v=wYWgczloQ5wВот таким стало первое знакомство с усадьбой Царицыно.