Сегодня расскажу вам о Ричарде Флэнагане - австралийском писателе, который родился в 1961 году в Лонгфорде (Тасмания) и удостоился Букеровской премии 2014 года за произведение «Узкая дорога на дальний север». Прославившийся также как сценарист и журналист, он начал карьеру писателя с нескольких нон-фикшн книг, которые, по его словам, были «ученичеством» для будущих работ. Флэнаган заслуженно является одним из самых значимых австралийских романистов современности.
«Смерть речного лоцмана» - книга, речь о которой далее пойдет речь, это первое художественное произведение автора, ставшее победителем австралийских литературных премий Adelaide Festival Awards for Literature (1996) и Victorian Premier’s Literary Award (1995, номинация «Лучший литературный дебют»).
Начнем с того, что именно благодаря этой книге о Флэнагане заговорили как о звезде современной прозы. Главный герой, Аляж Козини, во время сплава по реке попадает в страшную ситуацию - его лодка тонет, а сам он оказывается вовлечён в борьбу за свою жизнь. В этот момент смертельной опасности перед мысленным взором героя возникают картины из прошлого: семья, туземцы, деревня с мелкими хижинами, похищенные женщины, плавучие тюрьмы, звери, птицы. Они все кружатся, обступая его в воде, являющейся лейтмотивом всего произведения. И он плывет по реке. Вот только куда?
Мне даны видения.
Все, что происходит со мной, обретает ясность.
Мне, Аляжу Козини, речному лоцману, даны видения.
И тут я теряю веру. Говорю себе: быть того не может, я попал в царство фантазий, призрачных образов, потому как ни одному утопающему не дано пережить такое. Но, вопреки здравому рассудку, я знаю, что никогда прежде не обладал таким даром. Здравый рассудок только и противится этому знанию: что дух сна и смерти бродит по дождевому лесу везде и всюду и все видит; что мы знаем о себе много больше, чем хотим признать, за исключением важных мгновений истины в нашей жизни - когда мы любим и ненавидим, рождаемся и умираем. Не считая подобных мгновений, жизнь представляется нам дальним плаванием, влекущим нас прочь от окружающих истин, прошлого и будущего - от того, кем мы были и кем станем вновь.
И во время этого плавания здравый рассудок служит нам и лоцманом, и капитаном-наставником. Ни больше, ни меньше. Здравый рассудок опирается не на знание - мое знание, сводящееся к следующему: все, что я вижу, истина, все, что я вижу, уже случилось. Неважно. Истина необязательно заключается в газетных фактах, и тем не менее она не перестает быть истиной. Род проходит, и род приходит. Но что связывает то и другое? Что пребудет на земле вовеки?
Мне даны видения - великие, изумительные, безумные, стремительные. Рассудок мой спешит переварить их, еда они возникают.
И мне приходится смиряться с ними, не то своими чарами они меня раздавят.
Может, я тонул всегда.
Только теперь разница в том, что мне больше не нужно терпеть все это отребье вокруг, от которых хочется уйти, бежать - как говорится, убраться подальше. Я мог бы даже свыкнуться с тем, что угодил в безудержный пенящийся поток, если б не его нестерпимый вой. Так с чего же мне начать? Может, с того, что сейчас перед глазами? Потому что мне не по себе от того, что я вижу. Потому что такого я раньше никогда не видывал - по крайней мере, так, как сейчас. Все как в кино, верно? Кроме того, что у меня перед глазами одно это видение, а вокруг творится бог знает что. И в это самое мгновение все происходит точно наяву.
Первое. Запах. Потока - размытой земли, торфа и пропитанной дождем лесной чащобы. Точнее - поскольку, хоть лени мне не занимать, я всегда был за точность, - так вот, точнее - невыносимый смрад гнили. Потом. Звук. Рев и грохот реки, вышедшей из привычных берегов и рвущейся сквозь низинный кустарник в виде широкой, не виданной прежде стремнины; рев и грохот дождевого потока, вонзающегося, словно лезвие топора, в тесное ущелье.
Роман смело можно отнести к жанру магического реализма, поскольку буквально с самого начала вы перестаете понимать, где проходят грани реальности, а где - легенды, истории и воспоминания.
Наслаждайтесь художественной литературой и читайте книги с удовольствием!