Повесть Гектора Мало «Без семьи»

Jul 09, 2016 13:01


Эта повесть сделалась во Франции классической детской книгой, по которой в школах изучают родной язык. Впервые роман был опубликован в 1878 году, а в 1883 он был премирован Французской Академией. Несмотря на популярность повести среди читателей, некоторые высказывали критические замечания. Так, например, Эмиль Золя считал, что реализм весьма условен, с сильной долей идеализации и сентиментализма. Что ж, давайте проверим это!

#25: Без семьи / Sans Famille


Приключенческая повесть Гектора Мало "Без семьи" была одной из первых моих детских книг, которые врезались в память. Книга попала мне в руки как раз в момент перехода от тоненьких сказок с большими картинками к чему-то более содержательному. Честно говоря, спустя уже многие годы я напрочь забыла о перипетиях сюжетной линии, поэтому с удовольствием захотела перечитать повесть снова. Во-первых, было интересно вспомнить, за что именно в детстве я так полюбила эту историю. Во-вторых, было любопытно посмотреть, сможет ли Гектор Мало удовлетворить мой читательский вкус в сознательном возрасте, когда багаж прочитанного стал значительно больше, чем в юные годы.

Как минимум, отмечу, что даже сейчас прочитала книгу с удовольствием практически на одном дыхании, несмотря на слащавый финал, бескомпромиссное разделение героев на хороших и плохих и наивность самого сюжета, что вообще присуще детскому жанру. Тем не менее, книга даже сейчас подкупает своей сентиментальностью. Главный герой Реми живет в маленькой деревушке со своей кормилицей. Но вскоре из Парижа возвращается ее супруг, который не намерен кормить лишний рот. Поэтому мальчика продают бродячему артисту Виталису, с которым Реми будет путешествовать по всей Франции, где на их пути будет много разных приключений и новых знакомств.
Для детской литературы очень удачно выбрано начало. Каждый ребенок вполне себе может представить эмоциональное состояние героя, которого разлучают пусть не с родной, но всё же ласковой и заботливой матерью. Его обиды и страхи вполне заслуживают сопереживания. Дальше интерес подогревается приключениями с Виталисом и цирковой труппой со всем романтизмом бродяче-кочевого образа жизни. Вот тогда я поняла, что именно покорило меня в детстве.

Гектор Мало прореживает список героев косой смерти без всякой жалости задолго до того, как Джордж Мартин сделал это мейнстримом. Только Реми найдет спасение из одной неблагоприятной ситуации, как судьба с легкой подачи автора дает ему новую оплеуху. Все близкие и дорогие его сердцу люди, включая пару животных, уходят из его жизни, а у него остается только дорога без определенного направления и арфа за спиной. И нет его в поведении причитания, что судьба не благоволит ему. Он, как маленький сорнячок, несмотря на все лишения, продолжает расти и крепнуть не без помощи новых сердобольных знакомых, встретившихся по пути. Тем более, трогательным выглядит его желание иметь свою семью, радовать близких, дарить свое тепло родным людям.

Ну и, сами понимаете, что морали тут полным-полно. И стойкость духа показана, и смелость, и отзывчивость к чужому горю, и ответственность за ближнего, и честность. Как бы тяжело ни было главному герою, он никогда не опускался до воровства или попрошайничества, следуя моральным устоям своего наставника. Не менее интересно автор описывает тяготы взрослой жизни с нищетой и грязью на улицах, с тяжким физическим трудом, болезнями и несправедливостями, долговыми тюрьмами. Особенно впечатлило описание Лондона. Вот уж вряд ли кому-то хотелось бы попасть в такую семью и условия.

Но даже тут Реми поражает своим осознанием долга перед семьей. Пусть они далеки от идеала, но он искренен в своих попытках полюбить их за кровное родство. Хотя для взрослой социальной драмы получилось не очень убедительно, но для восприятия ребенка, только формирующего свое мировоззрение, как раз соблюден баланс добра и зла, где каждый в итоге получает по своим заслугам. Помимо приключений, тут еще важное место занимает тема дружбы. Есть еще элемент интриги, раскрывающий тайны прошлого. Но это уже скорее дополнительный бонус, чтоб закрыть книгу со светлым чувством удовлетворения и радости за уже полюбившихся героев.

Цитаты:
Если всё хорошо - идешь своей дорогой, не задумываясь о тех, кто с тобой рядом, но когда тебе плохо, когда тебе не везет, когда ты стар и не имеешь будущего - тогда чувствуешь потребность опереться на тех, кто возле тебя, и бываешь счастлив, что ты не один.
* * *
Судьба не отворачивается надолго от тех, кто имеет мужество с ней бороться.
* * *
Грубостью от животных ничего не добьешься. Если бы я стал их бить, они сделались бы пугливыми, а страх парализует ум.
* * *
Хороший учитель лучше самой хорошей книги.
* * *
Часы мне здесь не нужны. В тюрьме время тянется медленно, и я умру от тоски, если буду его считать.

книги, детская литература, без семьи, гектор мало, чтение, книгоман

Previous post Next post
Up