Помешанные на еде

Feb 28, 2015 14:59

Каждый раз, когда я публикую в свое блоге текст, посвященный тому, что оценивать внешность, в частности, кажущуюся или реальную полноту своего ребенка, или его пищевое поведение - означает причинять ему серьезный психический ущерб, возникает обширная полемика. Поскольку абсолютно всем, даже убежденно бездетным, известно, как правильно воспитывать ( Read more... )

Leave a comment

toivoa March 1 2015, 20:21:59 UTC
О, если бы Вы только знали, сколько раз я слышала подобные слова от разных знакомых. Вы не понимаете. У любого человека есть слабые и есть сильные стороны. Если бы она не знала букв, но умела считать, или рисовать, или складывать паззлы, или вообще хоть что-то по возрасту, я бы не волновалась. Но она отставала во всем и это отставание со временем только накапливалось. Младенческие навыки шли на нижней границе нормы (например, пошла она в 1,3). Во всем остальном просто я не знала больше ни одного ребенка того же возраста, который настолько бы ничего не умел. Это при прекрасном характере, хорошем здоровье, великолепном сне и аппетите.
Это не патология. Просто вот есть умные сообразительные дети. Есть середнячки. А есть просто глупые, такие как она или я. У меня школа окончена с серебряной медалью, художественная школа с красным дипломом, два высших образования с красными дипломами. Но это ничего не значит. Все, чего я добилась, я добилась только усердием. Только тем, что честно готовилась ко всем экзаменам и зачатам, делала все домашние задания (из-за чего в детстве вообще не оставалось свободного времени и не было друзей), не прогуляла за всю жизнь ни одного урока и ни одного занятия в вузе. Тогда как другие, умные люди, тех же результатов легко достигали, прогуливая все подряд и делая домашние задания на коленке на переменках... Ладно, неважно.
На самом деле, сейчас Катюшка уже несколько выравнивается. То есть, она все равно отстает от всех сверстников, к четырем годам не знает больше половины букв и считает уверенно только до трех (неуверенно до четырех, дальше девяти не знает даже названий чисел), но по крайней мере она знает хоть какие-то буквы и хоть какие-то цифры. Паззлы собирает. Логические задания типа поиска пары или тени от объекта решает нормально. В общем, все уже не настолько плохо. Главная моя задача- при ней не говорить о ее глупости, чтобы не внушить ей эту идею и не передать свой комплекс.
Кстати, на этом месте мы возвращаемся к разговору о лишнем весе и питании. У меня есть до некоторой степени решенная проблема с лишним весом, если опыт похудательной эпопеи. У моих детей с весом и питанием проблем нет. Если же я когда-нибудь замечу у них излишнюю полноту, то не стану заниматься отрицанием этой проблемы, как настойчиво рекомендует автор этого блога. Заострять внимание и гнобить тоже не буду, разумеется. Но менять рацион и внедрять физические нагрузки буду. Потому что если проблема есть и ее не решать, она лишь усугубится.
Поэтому и занимаюсь со старшей по мере сил- игры для нее рисую, паззлы подсовываю, буквы-цифры учу.

Reply

tanekapo March 2 2015, 07:31:51 UTC
Вы не совсем правы: я не хочу понимать ваш способ видеть вещи. Гораздо продуктивнее переживать чувство ущербности напрямую - не навешивая якобы объективные оценки вроде "глупая", "уродливая" и т.п.. С этим чувством можно работать - самостоятельно или с психотерапевтом. А пойти в психотерапию с запросом "помогите, я глупая" - никому в голову не придет. "Глупая" - это же якобы "от природы".

По образованию я учительница. Я не много преподавала в школе, поэтому со всеми практиками, частными учениками и пр я хорошо узнала до 500 детей разных возрастов. Ни об одном из них я не могу сказать "глупый". Были более яркие, уверенные дети; были технари и гуманитарии - не в плане способностей, а скорее в плане выраженных интересов; были дети, которым было неинтересно учиться - либо из-за излишнего внешнего давления, либо из-за того, что родители/родня поощряли иные занятия; было несколько случаев запущенных детей - совсем мало развитых, но не глупых! Я могу сделать такое различие - скорость, с которой человек соображает: есть люди, думающие очень быстро, есть те, кто думают медленно - чаще при этом они погружаются в предмет глубже.

Теперь о моем личном опыте. Про меня говорили, что мне все дается легко. У меня нет ни красного диплома, ни серебряной медали)) Я много прогуливала уроков и пар, где мне было скучно. Экзамены я сдавала с наскоку, могла и жульничать. По интересным мне предметам я много училась самостоятельно. У преподавателей, которых я уважала, я считала своим долгом честно учиться в благодарность и чтобы выразить свое уважение, хотя мне бывало и неинтересно.
Мои глаза открылись неожиданно. Однажды одногруппница сказала, что мне легко: ведь я все на лету схватываю. И тут я просто сравнила - я объективно по этому предмету в разы больше занималась. Просто мне это нравилось, мне нравилось учиться. Плюс я начала раньше - еще в детстве, а та девушка в вузе или незадолго перед ним. Вот и вся цена "способностей" - это занятия из любви к предмету.

Моя дочка в 6 не умеет толком читать, считает в пределах 5 - ей неинтересно. Я считаю ее очень умной. Я не говорю об этом, так же как и вы не говорите о своем видении дочери глупой. Но дочь знает, как я думаю, и согласна со мной))

У Светланы в других постах, комментаторки жаловались, что им в детстве не хватало родительского слов об их красоте. Я же думаю, что слова ничего не значат. Эти люди, скорее всего, не чувствовали полного родительского принятия. Знаете, когда мать/отец смотрят на ребенка и всем существом переживают: как же хорошо, что он_а так_ая. Это удивление, благодарность, радость, что тебе повезло быть родителем вот этого человека. Это не выражается словами, точнее это выражается еще до того времени, как появляются слова.

Светлана, прошу прощения за такой длинный офф

Reply

toivoa March 2 2015, 17:22:56 UTC
Чувство ущербности? Что ж, может быть.
А в существование умных людей Вы тоже не верите? Я слышу время от времени вот это самое "никогда не встречал глупых" или "никогда не встречал некрасивых, каждая женщина красива по-своему". Только это не может быть правдой, к сожалению. В этом мире почти все попадает под нормальное распределение. Есть середина и есть отклонения в ту или в иную сторону. Серое, черное и белое. И куча оттенков между ними. Так же и с умом, и с красотой. Только понятия эти сложные. Ум- слишком многогранный термин. Красота- слишком субъективное понятие. И тем не менее, есть люди, относительно которых большинство с уверенностью скажет, что они красивы или умны. Правда же? Однако, если это так, что должна быть и обратная крайность, ее просто не может не быть. Просто взрослые люди, как правило, очень тактичны, и почти никогда не говорят прямо то, что думают, если думают плохо. И это правильно.
Любовь к предмету и хороший учитель делают многое, но способности тоже нельзя сбрасывать со счетов. У меня в школе была великолепная учительница физики. Она настолько умудрилась заинтересовать меня своим предметом, что я какой-то момент даже попала на районную олимпиаду. Это при том, что вообще-то чистый гуманитарий и никогда ни до, ни после ничего хорошего с техническими наукамиу меня не получалось.
Полное родительское принятие-это очень здорово. остается только позавидовать таким родителям и таким детям. Но как себя заставить испытывать это самое принятие, если его нет? Я искренне люблю своих дочек, искренне хочу, чтобы у них все было хорошо и надеюсь, что мне хватит благоразумия позволить им самим выбирать свой путь. Но вот этих удивления-юлагодарности-радости не испытываю. Вижу их достоинства, вижу недостатки, с недостатками пытаюсь работать. И как можно меньше обращать внимания на других детей. И ни в коем случае не вступать в разговоры о детских успехах. Потому что иначе начинаю завидовать.

Reply

tanekapo March 2 2015, 17:27:05 UTC
Это долгая дискуссия. Вначале принятие себя - как единого целого, без деления на достоинства и недостатки, есть черты, особенности. Наверное, можно через самопознание, можно через религиозные практики, через психотерапию.
Это я к тому, что "заставить чувствовать" принятие нельзя. К нему можно прийти

Reply

mihaylova_evg March 3 2015, 09:28:43 UTC
Мне ваша точка зрения близка относительно развития и действительно каждому нужно свое и лучше подтянуть в детстве, чем потом непонятно как быть. И мне тоже кажется, что для ребенка это должно быть просто игрой или занятиями. Так же как и с едой, Я вот думаю, если сказать ребенку, что я не ем то-то и то то не потому что еда плохая, а потому что я так считаю. И что не плохо быть толстым, а все люди разные, одним одно, другим другое.

Reply

helgabird March 3 2015, 22:46:11 UTC
Вы знаете, у меня тоже серебряная медаль, но полученная "за способности". Объективно многие мои оценки в школьном аттестате были поставлены с запасом, думаю, вы понимаете, о чем я. И вот в последние школьные месяцы я очень почувствовала этот "запас": я попала на всероссийскую олимпиаду по литературе и увидела массу ровесников, куда более образованных и способных, чем я etc. Я как-то резко оказалась лицом к лицу со своими несовершенствами, о которых раньше предпочитала не думать. Дело дошло до клинической депрессии. Однако окружающие в большинстве своем либо убеждали меня в том, что я свою медаль заслужила "по способностям", либо даже утверждали, что я слишком концентрируюсь на учебе в ущерб другим сторонам жизни! Все это кончилось только тем, что я отождествила свой интеллект и связанные с ним успехи со своей личностью. Университетский диплом я получу только сейчас, в тридцать два года, когда "по способностям" могла бы работать над докторской диссертацией. С одной стороны - я не научилась планомерно работать без немедленного результата, а с другой - чувствовала себя перманентно виноватой и несоизмеримо низко оценивала реальные результаты и свой реальный труд.
Кончилось это тем, что я, скажем так, сама сильно усложняла себе жизнь, чтобы мои успехи соответствовали обстоятельствам - как мне это виделось. Понимаете, я не училась нормально, а, например, запускала учебу и переводилась на заочное отделение, чтобы не выглядеть "слишком умной" и получающей "незаслуженные" пятерки! Но тут я уже начинала грызть себя за уже просто за то, что добилась меньшего, чем могла бы, исходя из моих задатков - и дальше по нарастающей, как будто сваливаясь в воронку... Усиление депрессии, брошенная учеба, ощущение тотальной собственной неполноценности... Вот она, обратная сторона "способностей". Конечно, тут присоединились и многие другие факторы - семья, отношения с окружающими, здоровье и т.п. - но тем не менее.
Сейчас мне, чтобы быть сколько-нибудь объективной по отношению к себе самой, приходится пить антидепрессанты (на терапию у меня нет денег и не будет в обозримом будущем, а доступные для меня варианты я пока не нашла), иначе я продолжаю разрушать собственную жизнь, уже практически непроизвольно.
В реальности медаль и т.п. - отличие за успехи в учебе, а не за способ их достижения. Более того, я считаю, что те достижения, ради которых понадобилось много и упорно трудиться, ценнее тех, которые сваливаются даром. Очень жаль, что не существует официальных знаков отличия за труд, упорство и реальный прогресс в знаниях, умениях, навыках как единственный стоящий показатель развития. Хорошо, что хотя бы сам факт учитывается, и то не всегда.

Reply


Leave a comment

Up