Mar 15, 2014 11:00
Когда умирают родители, мы. помимо переживаний утраты, получаем обжигающе страшное послание от лица Смерти: ты - следующий. Больше никто не стоит между тобой и тем светом, не держит большими теплыми руками, чтобы ты ненароком туда не свалился... Защиты больше нет.
И это очень непросто принять и пережить.
В нашей, постсоветской культуре, сложно встретить детей, в воспитании которых не принимали бы участие дедушки и бабушки. Абсолютное большинство когда-либо лечившихся у меня пациентов в детстве жили с бабушкой. Или с бабушкой и дедушкой. Я сама - тоже. Поэтому ранние детские воспоминания, наша личная мифология детства всегда связаны с их фигурами.
Поэтому, когда умирают дедушки и бабушки, умирает наше детство. Это жестокий, иногда преждевременный сигнал о том, что все, чувак, ты - взрослый. Изволь. Соответствуй.
В европейской культуре такое сумасшедшее участие бабушек и дедушек в жизни внуков встретишь редко. А умирают они позже. Вероятно, поэтому, европейцам удается оставаться немного детьми (не путать с инфантилизмом) существенно дольше, чем нам.