Обратно о нарцизме

Jan 14, 2012 23:30

Неоднократно замечала любопытное. Мысль сырая совершенно, хочу записать для себя, чтобы подумать потом.

Часто думают, что нарцисс - это самодовольный высокомерный тип, который едва ли не с рождения ощущает себя выше, лучше и круче других.

Чуть более продвинутые в этой области знают, или догадываются, что за внешней "раздутой" оболочкой нарцисса скрывается ущербное и очень уязвимое Я, нуждающееся в компенсации высокомерием и обесцениванием. Если к нарциссу прилагается высокий интеллект, то он соображает, что компенсация должна быть реалистичной и адекватной - вкалывает на работе и получает повышение, развивается как специалист и становится одним из лучших в своей области, до опупения развивает детей, чтобы и они были лучшими. Тогда зыбкое ощущение превосходства обретает несколько более плотный базис.

Однако есть специфический феномен, который я бы обозначила как нарциссический мазохизм. Эта гонка за совершенством, неостановимая и необходимая, поскольку внутреннее ущербное Я продолжпает ощущать себя уродливым, глупым и неталантливым, иногда превращается в натуральное самоистязание. No pain - no gain. Красивым, умным и успешным быть мало, нужно страдать и с честью нести свое страдание. То, что досталось даром - красота без вмешательства агрессивной косметологии и выматывающего спорта, наследство в виде уютного дома без необходимости вложить все силы в то, чтобы его заработать - не является ценным и не приносит удовлетворения. Ценно только то, что достается через страдание.

Под страданием я подразумеваю жесткие, неправомерные ограничения в отдыхе или удовольствии, позволяющие добиться в той или иной области лучшего результата. Ежедневная интенсивная тренировка в спортзале. без выходных и праздников - не до достижения определенного результата в кг или см, а до окончания жизни. Отказ себе в действительно любимом лакомстве - раз и навсегда, ибо нужно беречь красы. Ограничить себя во сне - чтобы за высвободившиеся несколько часов успевать сделать. Причем эти ограничения - не внутренняя потребность, они ощущаются именно как страдание. И это правильно, ибо то, что я страдаю, дает мне неотъемлемое право переживать свою "лучшесть". Моя крутизна неизмеримо возрастает, если я могу страдать, не снимая с лица легкой снисходительной улыбки. Это более мощный базис, чем просто знания, карьера, красота. Сюда же - восхищение мдеальными образцами, звездами шоу-бизнеса, актерами, деятелями культуры, которые способны на ежедневную самоистязающую работу над собой. Не замечается, что они это делают в рамках своей профессиональной деятельности, у них есть смыслообразующий мотив.

Интересно, что встречала я этот феномен покуда исключительно у женщин цветущего возраста, выходиц с просторов нашей необъятной. Вспоминается фраза, известная в поры моего детства как якобы французская поговорка: "Чтобы быть красивой, нужно страдать". К слову, за свои тридцать восемь, я пока так и не поняла, почему.

P.S. Феномен спартанского мальчика с лисенком, по сути.

нарциссизм, рабочее

Previous post Next post
Up