Промучив свою психику 2 недели безуспешными поисками работы, решила развлечься и сходить… на конференцию. Конференция проводилась в рамках ежегодного фестиваля психологических тренингов ПСИ-ФЕСТ 2014. И в общем-то мне, как человеку с философским образованием, было небезынтересно узнать, что там творится на передовой вполне родственной мне науки. Творилось там следующее:
Фестиваль проходил под лозунгом: «Психология 3D: думай, действуй, достигай!». На сам фестиваль мы не попали, но попали на форум (ибо вход свободный, а мы с моим спутником как раз в тот день были оба свободны, он от, а я для). Форум был посвящен «профессионализму в психологии, психотерапии и социальной работе». Речь шла о повышении статуса социального работника в современном государстве, развитии социального менеджмента, вопросах трудоустройства специалистов-психологов и возможности получения ими дополнительной квалификации (для более успешного же трудоустройства). Как это часто случается на всякого рода конференциях по профессионализму, все это выглядело крайне непрофессионально (хотя присутствующие в зале психологи вообще эмоций никаких не проявляли, поэтому по ним сложно было сказать, что именно они восприняли из всего происходящего). На деле это выглядело (по крайней мере, мне никак не удавалось отделаться от этого ощущения) как в рассказе Хармса Математик и Андрей Семенович: «Я вынул из головы шар». Выступающие по очереди вынимали из головы шары и передавали другим. Посмотрим, что это были за шары.
Шар «супервизия», как во фразе «Я преподавал супервизию в Якутске» от председателя исполнительного комитета Форума И.В. Ляха. На самом деле, я может чего-то не понимаю, но преподавать можно какую-то дисциплину, супервизия - это работа, которая ведется между начинающим и более опытным психоаналитиком по поводу конкретных случаев в практике первого. Как можно ее преподавать я не знаю, поскольку преподается обычно универсальное знание, а супервизия на то и существует, что есть некоторые знания в практике психоаналитика, которые нельзя преподать на лекции, их в принципе нельзя преподать не только потому, что все случаи практики уникальны и все пациенты уникальны, но еще и потому, что психоаналитик тоже человек, и как у любого человека у него есть свое бессознательное, которое нельзя сбрасывать со счетов.
Шар «биперсональное поле», устанавливающееся между психоаналитиком и пациентом, о котором тоже много говорили, и которое в более поздней редакции стало почему-то «биполярным». Забавная оговорка, учитывая, что к биполярным расстройствам мозга относится, например, Маниакально-депрессивный психоз.
Шар «глубинная-бессознательная система разума», филогенетически сформированная еще в меловом периоде для защиты от попадания кончика хвоста под лапы других хищников... с вашего позволения я ее сокращу до аббервиатуры ГБСР, чтобы было понятней, о чем речь. Понятней в том смысле, что молодые уши первокуров может и можно смутить столь лихо закрученной формулировкой, но по большому счету это очередная ХЗоЧемРечь, хоть и звучит изысканно-научно.
Шар «гуманный vs. авторитарный подход к человеку», о чем традиционно очень много беспокоились представители психологического знания.
Шар «бессознательное» (как же без него!). Похоже, это вообще общая болезнь людей, профессионально занимающихся психологией - привычка выстраивать понятийно-образный ряд в двух ипостасях: само понятие/образ и его «бессознательный» двойник. Один докладчик вообще под конец так заговорился, что начал штамповать эти двойники просто на автомате, например «корпоративная культура» и «бессознательная корпоративная культура». Все это напомнило мне одну замечательную картинку в интернете, отфотошопленный скриншот Яндекса, где к каждому слову было добавлено слово-двойник с приставкой «хуе»: яндекс-хуяндекс, погода-хуегода, карты-хуярты, маркет-хуяркет.
И последний шар «психодинамическая психотерапия». Хотя это даже и не шар, а вполне реально существующее направление в психологии, подкрепленное множеством вполне научных трудов и исследований, но пользовались на означенном форуме им все равно как шаром.
Поднимались там и другие вопросы, проблемные и интересные, и возможно основная дискуссия разгорелась уже позже, на заседаниях секций, куда мы не попали. Но сложно представить себе продуктивную дискуссию, когда каждому докладчику одновременно с обсуждением живых насущных вопросов приходится жонглировать столькими шарами. С понятиями надо работать, а не вытаскивать их из головы как шары из шляпы фокусника. И тогда деятельность психолога перестанет казаться симуляцией деятельности, а образование - симуляцией образования. И за словами психолога, школьного, социального работника - любого, появится реальное основание, на которое можно будет опереться и почувствовать, что вы действительно что-то делаете, а не сотрясаете словами воздух. Вот когда можно будет говорить о профессионализме. И может быть после этого девочки-выпускницы перестанут бояться детей с отклонениями, которым они должны вообще-то помогать. Именно потому, что они будут точно знать, что делать. У меня все.