Так называется глава в книге Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым". Книжная тема продолжается :-)
Я уже писала об этой книге, рекомендуя ее беременным, однако перечитав ее нашла много полезного для себя как для мамы больших детей :-) А уж мамы малышей, думаю тоже много полезного могут вынести для себя.
http://www.koob.ru/jean_liedloff/bringing_up_a_happy_child Хочу привести одну цитату. Это к часто возникающей, в разговорах с другими мамами теме:" усталости от ребенка", "недостатка своего пространства","невозможности совмещения творчества и материнства", "повышенной детской активности", "детского непослушания". Также советую эту книгу тем, кто переживает из-за того, что роды были не идеальными и ранний контакт с ребенком не был установлен. Эта книга про потребности детей в непрерывном физическом контакте с родителями, который дает ребенку чувство защищенности и чувство, что "я- хороший" :-)
Итак.
"О зацикленности на ребенке и об уступчивых родителях.
Родителю, посвящающему все свое время уходу за ребенком, вскоре станет скучно; к тому же он будет скучен для окружающих и, вполне возможно, станет обращаться с ребенком не самым лучшим образом. Ребенок ожидает, что он с рождения станет участником жизни занятого человека, будет в постоянном физическом контакте с ним и станет свидетелем ситуаций, с которыми ему придется сталкиваться во взрослой жизни. Ребенок на руках у матери пассивен. Он наблюдает. Ему доставляют удовольствие проявления внимания по отношению к нему - поцелуи, щекотка, подбрасывания в воздух и т. д. Но его основное занятие - это изучение событий окружающего мира. Эта информация помогает ребенку понять, что делают представители общества, в котором он живет, и, таким образом, готовит его к более ответственной жизни среди людей.
Смотреть вопросительно на ребенка, который вопросительно смотрит на вас, - значит мешать реализации этого мощного импульса и тем самым вызывать в ребенке глубокое разочарование и не давать его разуму правильно развиваться. Ребенок ожидает увидеть сильную, занятую, доминирующую личность, по отношению к которой он может быть второстепенным, а взамен получает эмоционально слабого, раболепного человечишку, заискивающего перед ним и старающегося выудить из него благосклонность или одобрение. Ребенок станет подавать все более ясные знаки, означающие не недостаток внимания со стороны взрослых, а требование подходящего типа опыта. Разочарование ребенка во многом связано с тем, что подаваемые им сигналы (показывающие, что что-то не так) не приводят к изменению поведения взрослых.
Хулиганское поведение некоторых самых отчаянных и «непослушных» детей - на самом деле лишь мольба о том, чтобы им показали, как правильно себя вести. Постоянное потакание детям лишает их примеров из жизни взрослых, где они могут найти свое место согласно естественной иерархии взрослых и малышей и где их желательные действия принимаются, а нежелательные действия отвергаются, но они сами всегда принимаются такими, как есть"