Кремль и другие достопримечательности Рязани

Feb 23, 2018 23:43

Новогодняя погода в этом году сильно подкачала. Снег, если и выпадал, то не надолго, почти сразу таял, образовывая на улице лишь сырость и грязь. К тому же, пасмурно. Мы уже всерьёз подумывали отменить нашу поездку в Рязань, чтобы не портить впечатление от города. Но вот на дни нашей поездки пообещали снег и температуру около нуля. Мы решили, что если город будет в снегу, то это может несколько спасти положение. И поехали.

Казанский вокзал. 5 января. Поезд - двухэтажный, и это первая наша поездка на таком поезде в России. Взяли, конечно же, места наверх. И прогадали - места оказались точно напротив стены без окна. Также в последствии получилось и с местами обратно. На будущее - точно не стоит брать места на втором этаже № 97- 100; 105-108; 113-116. Доехали мы быстро, за 2:15.
Вышли из вокзала Рязани и увидели, что на город опускается белый пушистый снег. Весь снег, что вы увидите на наших фото ниже, нападал за первую половину дня. :-)

Взяли такси "Везет" (приехала Toyota Rav 4) и за 145 руб. доехали до гостиницы "Старый город" на Мюнстерской ул.2. Оставили вещи, заплатили за номер и вышли в город гулять. Гостиница весьма живописна и вполне достойна отдельного поста, что мы, я надеюсь, сделаем. И главное - находится в самом центре, в 5 минутах ходьбы от центральной Почтовой улицы. Это вроде как местный пешеходный «Арбат», и также напомнила нам благоустроенную пешеходную Большую Покровскую улицу в Нижнем Новгороде. Только и наш Арбат и нижегородская Большая Покровская улица значительно длиннее и живописнее… В этот час на улице никого не было. Мы даже этому удивились. Лишь дворники убирали быстро пребывающий снег, да парочка прохожих спешили по своим делам. Кстати, похоже, с уборкой снега в Рязани всё нормально (по крайней мере, в центре) - за свежевыпавший снег взялись тот час же и дворники и уборочная техника.

С Почтовой улицы мы вышли на площадь с памятником Ленину:

и торговыми рядами:

Два длинных двухэтажных корпуса торговых рядов протянуты вдоль площади и стоят на приличном расстоянии друг от друга:

Издали, глядя на ротонду с колоннадой, они показались историческими, но потом, рассмотрев поближе по боковым фасадам здания весьма примитивные по форме пилястры, здание наоборот, показалось новоделом - ну не могли так грубо сработать в эпоху классицизма.

Выяснилось, что здание всё-таки историческое (это корпуса бывших Хлебных рядов 19-ого века), но реконструировано произвольно, в 90-х годах польскими подрядчиками.
Далее прогулялись по Семинарской улице, главной достопримечательностью которой, пожалуй, являлось здание музея ВДВ с военной техникой перед фасадом здания. Здание историческое, до революции в нём располагалась духовная семинария, где учился будущий первый русский нобелевский лауреат, академик И.П.Павлов. Об этом нам рассказали в музее-усадьбе Павлова, который мы посетили во второй день пребывания в Рязани.

Оттуда мы повернули на улицу Соборная, которая в свою очередь привела нас прямо к кремлю.

На Соборной площади стоит памятник великому князю Олегу Рязанскому.

Здесь же вход в Соборный парк, где уже виднеется красивая колокольня главной цели нашего посещения - Рязанского кремля.

Новая часовня в соборном парке - в честь 900 летия Рязани:

Главный «открыточный» вид на кремль открывается с Трубежной набережной.

На территорию кремля мы попали с помощью Георгиевского моста, который сам по себе является 300 летней достопримечательностью. На мосту любители творчества Есенина студенческого вида читали в микрофон его замечательные стихи.

Первым делом мы даже не в кремль вошли, а забрались на его великолепный высокий 19-ти метровый вал (со стороны кремля - 8 метров), чтобы обозреть окрестности. Прогулку по валам мы успели полюбить в Дмитрове, где также мы с Настей с большим удовольствием гуляли, встречая закат над городом.

С Рязанских валов, конечно же, открывается шикарная картина на кремль…

…но вот вид в сторону города от них, к сожалению, ничего интересного из себя не представляет. :-(

В кремле находится Спасо-Преображенский монастырь.

Через пролом в стене монастыря мы и попали на территорию кремля.

Недалеко от стены располагалась монастырская лавка, где мы согрелись чаем и отведали пирожков с чечевицей (нас угостили) и традиционных пирожков - с повидлом и с яйцом и рисом.
Интересные здания монастыря - Спасо-Преображенский собор, 1702 г.

Интересен полихромными изразцами на стенах и наличниками на окнах в стили нарышкинского барокко.

«Гостиница Знати» и Иоанно-Богословский храм в центре здания. Здесь с родителями жил будущий писатель Константин Симонов.

Богоявленская церковь, 1647 год, передана епархии, находится на длительной реставрации.

Дальше гуляли по территории кремля и заходили в доступные для посещения храмы. К сожалению, самый интересный, огромный Успенский собор не попали - по-моему, он закрыт до лета. Архитектурный ансамбль кремля очень живописен и можно сделать множество красивых фотографий.

Колокольня - 83 метра высотой, стройная и величественная, примечательна статуями архангелов с трубами на третьем ярусе колокольни.

Христорождественский собор - сейчас по его виду и не скажешь, а по факту - первое каменное здание на территории кремля, и один из самых древних сохранившихся до наших дней зданий Рязанской области. Его стены (белокаменные под слоем штукатурки и краски), по идее, должны помнить великого князя Олега Рязанского, который и начал его строительство в 15 в. На протяжении 600 лет храм много раз перестраивался и сейчас его облик застыл в 19-ом веке:

Удалось сфотографировать интерьер собора. Совсем недавно собор был заново расписан и установлен новый иконостас (мы это узнали, посмотрев пост annataliya, где она летом 2014-ого сделала фото в таком же ракурсе, но на её фото иконостаса еще нет):

Ансамбль дворца Олега и Архангельского собора 16-ого века:

Дворец Олега имеет такое название от того, что изначально на его месте предположительно находился княжеский двор. Также на его фронтоне когда-то было изображение самого известного рязанского князя Олега Ивановича. Теперь же это по сути просто жилые палаты 17-18 веков, где размещались рязанские архиереи.

Интересен Архангельский собор - бывшая княжеская домовая церковь. Нам, вообще-то, изначально казалось, что именно он - старейшее здание кремля, а не жёлтый Христорождественский собор. Нам удалось его посетить. Внутри он тесноват, как все старинные храмы, сразу как заходишь, вниз ведут ещё несколько ступеней, и ты оказываешься значительно ниже уровня земли. Сфотографировать не удалось, так как при переходе с уличного холода в натопленный храм стекло оптики сразу запотевало. Служительница храма красиво пела, когда мы вошли.

Консисторский корпус - ещё одни палаты кремля. Сейчас в здании работает экспозиция «Человек и природа» (чучела представителей местной фауны за стеклами) и нашей Насте очень захотелось её посетить, что мы позже и сделали.

«Гостиница Черни» - амбары, приспособленные в середине 19 в. под гостиницу:

Уже вечером, будучи в гостинице, вспомнили, что не видели в кремле двухшатровую двухапсидную Духовскую церковь (такой тип церквей - большая редкость в России). Ради неё пришлось даже на следующий день ещё раз сходить в кремль, чтобы обнаружить её на его задворках. С территории кремля она была не видна. :-)

Церковь миниатюрная на вид, 1642 года, пристроенные трапезная и колокольня значительно более поздние - 19 век. Это всё, что осталось от средневекового Духовского монастыря, находившегося на этом месте. Для посещения недоступна, в ней по сей день располагается научная библиотека музея.

Заодно полюбовались заснеженными берегами и не замёрзшим руслом реки Трубеж:

Пристань для прогулок по Оке:

По Трубежной набережной, с которой открываются открыточные виды на рязанский кремль мы дошли до местечка Спасский Яр. Примечательны здесь большой памятник Сергею Есенину и церковь 17 в. Спаса на Яру. Вместе составляют живописный ансамбль.

Мнения на счет памятника у нас в семье разделились. Настя возле него прочитала стих, заданный ей на каникулах и мы переслали видео учительнице. А еще она на камеру смешно высказала впечатление от памятника своими словами, когда мы попросили: «Поэт вылезает из-под земли и читает свои стихи…». :-)
После посещения Кремля мы немного прогулялись по центральной улице Ленина. Это обычная широкая улица с активным автомобильным движением. Примечательными оказались лишь ее скверы с памятниками и детскими площадками. В одном из них в нижней части городского парка мы обнаружили знаменитые Грибы с глазами, растиражированные во многих рязанских сувенирах. Нос гриба уже затерт до блеска желающими загадать заветные желания.

Еще одной замечательной достопримечательностью Рязани, которую мы посетили во второй день нашего знакомства с городом, оказался Дом-музей И.П.Павлова. Мы пришли в музей за час до закрытия, уже вечерело.

Здесь впервые за все наши путешествия мы столкнулись с открытым недовольством и даже хамством администратора, продающего билеты, которая каждого посетителя буквально встречала словами: "Идут и идут, совсем обалдели к вечеру. У меня и без вас дел полно, еще отчетности сдавать, а время уже сколько!" прям тетушка из далекого прошлого. Администрация, задумайтесь, такие экземпляры подлежат немедленному и безоговорочному увольнению! Ведь это абсолютно портит имидж музея.
В принципе, встретив такое отношение можно было немедленно повернуться и уйти, но слишком долго мы сюда шли и ребенка уже настроили.
Спасли репутацию другие сотрудницы музея, которые провели нас по экспозиции, все рассказали и ответили на все вопросы.
Музей состоит из двух экспозиций - непосредственно дом, где родился и вырос будущий первый российский нобелевский лауреат с восстановленной обстановкой и Дом науки, где экспозиция рассказывает про основные открытия ученого.
В доме-музее, где жил маленький Ваня Павлов воссоздана обстановка того времени. Удивительно, что в семье священника дети стали учеными (сам Павлов, который успел даже поучиться в духовной семинарии и его брат).

А это одна из подопечных и подопытных ученого. Он собирал дворовых собак на улице, очень их любил и они любили его. Считал их самыми благородными и умными животными. Давал им клички и считал их своими научными сотрудниками. Как рассказала нам сотрудница музея, летальных исходов в результате экспериментов практически не было.

В музее есть фотографии его дворняжек, журналы, в которых он описывал свои опыты, реакции собак и просто наблюдения за их жизнью.
Дворик дома Павлова с памятником ученому:

В общем, мы совсем не пожалели, что побывали на такой замечательной экскурсии и ребенка просветили, хотя про эти ученые достижения она узнает только в старших классах.

А совсем поздно вечером мы гуляли по новогодним площадкам Рязани, но об этом пост "Рязань Новогодняя"

достопримечательности, кремль, поездка выходного дня, рязань