Оригинал взят у
nord_ursus в
Выборг. Форт ЛиннасаариВ воскресенье 2 декабря я в компании своего товарища совершил поездку в Выборг с целью исследовать заброшенный и никому не известный артиллерийский форт, затерявшийся в лесных дебрях острова Твердыш (Линнасаари) рядом с парком Монрепо. По соседству расположен посёлок Северный (бывший Сауналахти), через который проходит железная дорога Питер-Хельсинки (платформа 134 км, первый остановочный пункт за станцией Выборг), а с другой стороны расположена Защитная бухта (внутрення часть Выборгского залива), омывающая остров с востока, из которой начинается Сайменский канал.
2. Платформа 134 километр. Вид железной дороги в сторону Хельсинки. Впереди мост через Гвардейский пролив, омывающий остров Твердыш с севера.
В советское время за мостом начиналась погранзона.
3. А это вид на насыпь и переход снизу.
4. Озерцо рядом с железной дорогой:
5. Перейдя железную дорогу, проходим через посёлок и направляемся в лес, к форту.
6. А вот, собственно, и он. Конструкция форта такова, что он стоит в гранитном карьере и при этом сам как бы встроен в его стену. Таким образом, форт стоит в углублении и сверху покрыт землёй и лесом. В общем-то, конструкция, характерная для артиллерийских полукапониров (как, например,
здесь на фото 8). На фото ниже мы видим выемку гранитного карьера, которая здесь выполняет функцию рва:
7. Вот само сооружение. Форт был построен в 1916 году, для дополнительной защиты Выборга в ходе Первой Мировой войны. Состоит из порохового погреба (собственно, он виден на фото ниже) и артиллерийской позиции, предназначавшейся, по-видимому, для морских орудий крупного калибра.
Видны на фото и заснеженные ступеньки, по которым мы спускаемся в ров.
8. Округлая конструкция справа - артиллерийская позиция. Ров, кстати, слегка заболочен (а может быть это и от дождя налило). Так что с погодой нам повезло, - всё уже подмёрзло и покрылось снегом, а осенью мы бы не прошли.
9. Вид наверх:
10. Заходим внутрь:
11. Каземат. Таких внутри склада три штуки и между собой они соединены галереей:
12.
13. Форт ни разу не принял участие в боевых действиях. При финнах он, вроде, был заброшен, затем в советские годы здесь разместилась воинская часть, после расформирования которой в начале 1980-х сооружение снова было заброшено.
14. Окошко наружу:
15. И вид снаружи:
16. Гранитный карьер, в котором стоит форт:
17. Откосы карьера покрыты весьма живописными ледяными наростами:
18. Лес:
Обогнув карьер с другой стороны, мы вышли на крышу форта. Как я уже сказал, сверху растёт лес, и, идя по лесу, не замечаешь, что находишься на крыше какого-то сооружения.
19. Вид с крыши на ров:
20. Вентиляционная труба порохового погреба:
21. На всякий случай, если кого интересует, показываю местоположение объекта на карте. Цифрой 1 отмечено местоположение форта (точное место очерчено прямоугольником). Цифрой 2 - железнодорожный о. п. 134 км.
22. Ну и, кроме уже показанного, представлю фотографии прекрасной природы Карельского перешейка. В зимнюю солнечную погоду смотрится особенно красиво.
23.
24.
25. Вид на Выборгский залив (точнее его часть - Защитную бухту). Вдалеке видно начало Сайменского канала, соединяющего Выборг и Лаппеэнранту. Канал был прорыт в XIX веке, то есть во времена Великого княжества Финляндского, с целью соединения озера Сайма с морем. А после войны канал оказался разделён границей, и вход в него окзалася в СССР и ныне находится в России. В данный момент между Россией и Финляндией действует договор об аренде канала, - финские суда заходят из Выборгского залива в Сайменский канал и таким образом следуют транзитом через Россию вглубь Финляндии.
26. Остров Былинный (Матсинсаари):
27.
В общем, поездка получилась хорошая. Кстати, как я узнал впоследствии, на другом берегу Гвардейского пролива (то есть уже не на острове Твердыш) есть ещё один российский форт времён Первой Мировой, но его, пожалуй, лучше изучить летом.