Вопросы по смене карьеры
и ответы:
1. Ваше первое направление деятельности: кем были и где работали (город обязательно уточните, по компании - можно просто сферу деятельности и масштаб) - основные успехи, которых удалось добиться (результаты в любом виде так, как вы их для себя формулируете).
По образованию я лингвист. Факультет Романо-германской филологии в Ивановском государственном имени Первого в России Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов университете (г. Иваново). Поступала я туда, т.к. всегда интересовалась иностранными языками, мечтая о дальних странствиях. Оказалось, что университет - это бывший пединститут, и готовит он школьных учителей для области. С моей мечтой это никак не билось. Да и учителем я себя никак не представляла. Училась отлично, всем интересовалась, научного руководителя выбрала самого живого и активного; по окончании университета меня отправили в Питер на стажировку с последующим поступлением в аспирантуру. Там было интересно все - город, новые знакомства, семинары, конференции, - кроме самой научной работы. Анализ фонемы [R] в американском варианте английского языка не вдохновлял. И руководитель у меня теперь была другого склада - она не вдохновляла, а наоборот смотрела на меня с сожалением и повторяла: «Светлана, вы не успеете». Между делом я вышла замуж, родила ребенка, а тут и перестройка грянула. Короче, диссер я так и не защитила - пошла зарабатывать. Я со школы умела шить (носить было нечего и времени вагон) - сначала продавала вещи, которые шила для себя (эти самые удачные) и шила на заказ подругам. Тогда же начала преподавать язык - это оказалось выгоднее, чем шить. Предложила свои услуги в детский сад, чтобы ребенка устроить, потом развешивала объявления по Петергофу, занималась со школьниками. Оказалось, что нас никогда не учили МЕТОДИКЕ преподавания - я не знала, КАК научить людей тому, что я умею сама. Повезло - знающие люди подкинули копию учебника Streamline (ничего не было, купить было негде), в т.ч. Teacher’s book. Благодаря этому учебнику я научилась правильному алгоритму обучения языку. Даже потом методичку написала для заочников.
Развелась, снова вышла замуж, уехала в другой город - там продолжала частные уроки, уже со взрослыми. Выучила этот Streamline наизусть. Вернулась в Иваново, и там стала преподавать в институте. В двух институтах. Надо сказать, что теперь, когда я отработала методику на индивидуальных занятиях, мне было совсем не трудно выходить на аудиторию. Это к вопросу о страхе публичных выступлений, чему я теперь обучаю на тренингах. Если бы я начинала с аудиторных занятий, то мне было бы намного тяжелее. А еще за частные уроки всегда платили, поэтому я не считала работу в вузе такой почетной и не очень-то за нее держалась. Так что параллельно я пыталась организовать языковые курсы. И тут услышала, что начинающих бизнесменов приглашают на стажировку в Америку по программе «Business for Russia» (мне кто-то принес анкету поправить). Пошла узнать, что это такое, а на приеме документов сидит моя однокурсница. «Безнадежно?» - спрашиваю. «Нет, - говорит, - подавай. Конкурс большой, но выбрать некого - язык у всех плохой». «Да у меня, - говорю, - официального опыта всего год, я же частными уроками всю жизнь пробавляюсь». - «Так это самое то! - говорит она - пиши об этом как можно подробнее».
Надо сказать о трудностях того времени (начало 1990-х) - частная практика в совке не поощрялась, а то и каралась - об этом не принято было говорить, тем более гордиться. Плюс технические трудности: компьютер на кафедре один, ксерокс в кабинете у директора, надо было заполнить огромную анкету, перевести рекомендательное письмо, еще какие-то бумаги - и все это в разных местах, а потом еще в 5 экземплярах. Пришлось побегать. Наконец вызвали на собеседование, послушали - ждите. И тишина на полгода. А потом вдруг позвонили «У вас есть загранпаспорт?» Побежала делать. Короче, поехали мы почти через год после собеседования, группой в 12 человек (2 женщины) в Миннеаполис на 5 недель. УРА! Начались дальние странствия! (Это был мой первый выезд за границу в 30 лет). Нас расселили по семьям и распределили в фирмы по профилю. Я провела 2 недели в компании «Window on the World», они занимались тренингами по кросс-культурной коммуникации. Кстати и для нас материалы по ознакомлению со страной, готовили они. Следующие 3 недели я провела в языковой школе для взрослых, в которой обучали всем языкам, кроме английского. В выходные нас собирали на семинары. Там я узнала, а главное увидела, как работает бизнес, узнала, что такое маркетинг и customer orientation. Там меня спросили, зачем нужен бизнес - проще быть self-employed.
Вернувшись, я продолжала работать в своих вузах. И тут привалила еще одна стажировка - в Швеции. Я должна была подготовить двух участниц за полгода, чтобы они могли свободно общаться на английском. Через полгода стало понятно, что задача была нереальная, и меня отправили вместе с ними 3-ей участницей на программу по «Home economics» (вуз был сельскохозяйственный, программа ориентировалась на обучение фермеров). В Швецию мы ездили 2 раза, на несколько недель - мой кругозор продолжал расширяться.
Успехи: я отличный преподаватель языка (результативный и нескучный), прошла 2 зарубежные стажировки, вся учеба бесплатная, еще и деньги на еду давали J
2. Что побудило вас сменить область деятельности (какие-то объективные обстоятельства, отсутствие удовлетворения от работы, поиск себя и занятия по душе, другие причины - поясните немного, почему вы задумались об изменениях)?
Платили в институтах откровенно мало, ровно моя плата за квартиру. Публика в Иваново малоинтересная. Преподаватель французского, например, приторговывала носками. После Питера, Штатов и Швеции мне было тесно и тошно. А самое ужасное - в здании вуза плохо топили, мы зимой ходили в помещении в шубах, студенты писали в перчатках. Я написала заявление об уходе после 4-х лет работы. Сказала, что готова перекладывать любые бумажки в любом офисе, лишь бы в помещении ходить в туфлях и в юбке (гигиенические факторы по Герцбергу). Ну и платили в любом бизнесе больше. Зав. Отдела кадров сказала: «Я твое заявление придержу до сентября - приходи, если не найдешь ничего» - «Все равно не приду» - сказала я.
3. Легко или трудно вам было определиться с новой сферой деятельности? Как долго вы ее искали? Что или кто помогли нащупать направление (это случайность, закономерная случайность, результат тщательного анализа, какая-то давняя страсть или хобби? И т.п.).
Тогда кадровых агентств почти не было, те, что были, предлагали соискателям заплатить за то, чтобы им искали работу. Я пошла в фирму по подбору кадров, где денег не брали, филиал московского Метрополиса. Прошла у них тестирование и собеседование с психологом, прочитала книжку Полякова, доработала резюме (составленное еще для конкурса на поездку в США), стала ходить на собеседования. Лето, времени много - продала золотые украшения и сдала на права (давно мечтала, хотя машины не было, папа свою не давал).
Моя подружка, студентка, быстро нашла работу менеджером по продажам и по бартерным схемам (были такие - адская работа). Меня нигде не брали - overeducated - взрослая, опыт есть, но не там. Июль - работы нет. И вот однажды мы увидели на стене нашего агентства большое объявление: конкурсный набор в Москву (г. Королев) в бизнес школу, обучение очное, 1 год, ОПЛАТА УЧЕБЫ после окончания по ТРУДОУСТРОЙСТВУ. «Давай!» - говорит мне подруга. Опять беготня, распечатка резюме, поиск факса, с которого отправить, междугородние звонки (вы помните, что ни мобильного, ни е-мейла у меня тогда не было, кстати, денег тоже).
На последние деньги поехала в Королев, там новая бизнес школа, первый набор, конкурс 150 чел. на 17 мест (мы потом узнали эти цифры и что было негласное указание баб не брать). Тест типа GMAT на 3 часа (87 баллов из 100), тест типа TOEFEL на 3 часа (93 балла из 100), 3 собеседования, одно из них стрессовое… Я в списке! Все домой, занятия с 1 сентября. Приезжаю домой - бах! 18 августа 1998 г. Дефолт. «Ну все, закроют вашу школу,» - говорят родители. Звоню в 20-х числах августа - нет, не закрыли, приезжайте.
У меня было 500 долл. кэшем, они выросли в 5 раз благодаря дефолту, на них я жила в 1998. Учеба была тяжелая, особенно финансы, бизнес статистика, макроэкономика. Мы учились на совесть - поскольку нас отобрали по конкурсу и учили бесплатно, неуспевающих обещали отчислять. И правда 2 чел. ушли. Были и конфликты Я, как старшая и с опытом преподавания, ругалась с руководством школы за справедливое отношение и качественное обучение. Но ставка в школе была сделана на лидерство, поэтому меня не выгнали, а уважали. Я молчу, на что мы там жили в 1999-м, как подрабатывали корректурой и уроками. Сдружились - кое с кем дружим до сих пор. В июне мы защитились, и бизнес школа начала предлагать нас работодателям. Изначально они рассчитывали нас продавать, как готовых менеджеров высокого уровня. Уж не знаю, продали ли, или так распихали, но всех устроили - поклон им за это.
Мы ходили на собеседования, индивидуальные и групповые, на выставку Нефтегаз (одного сокурсника там пригласили на работу), но у меня результатов не было. В фармакологию меня не взяли (фарм компании были учредителями школы) - они мои лидерские качества уже знали J. Директор нашей школы, проживший в Америке 10 лет, нацелился на транснациональные корпорации, познакомился с некоторыми руководителями, и наконец 3-х из нас отправили в Caterpillar - сильная компания предлагала 4-хмесячную стажировку. На следующий день после собеседования мне на пейджер (мы технологически продвинулись - обзавелись адресами hotmail и взяли напрокат пейджеры) пришло сообщение позвонить туда насчет трудоустройства. Молодые парни, которые были со мной на собеседовании, были неприятно удивлены: «Чем ты их взяла?» Я отшучивалась: «Языком, наверное». На самом деле действительно шуткой. Меня собеседовал американец, у которого была кличка Smile-guy, мы приехали к 10.00, но минут 15 ждали. Мальчики пропустили меня первой. Я захожу и вижу - на подоконнике в кабинете стоят модели тракторов, экскаваторов и погрузчиков. И я говорю: «Я понимаю, почему мы там сидели 15 минут - вы тут в машинки играете». Дерзко, вообще-то. В российской компании это бы не сработало, а американцы приняли меня за свою. Подписала письмо о намерениях, меня брали в качестве консультанта в отдел Рекламы и Маркетинга. На работу выходить 22 августа, когда вернется из отпуска моя предполагаемая начальница, в конце августа. Наученная российской действительностью, я не верила своему счастью, пока не выйду на работу. Еще месяц мы сидели на Клязьме в Болшево (лето было жаркое) в состоянии неопределенности. А надо еще квартиру снять, сына в школу устроить…
Легко или трудно мне было определиться с новой сферой деятельности? - Сама я не определялась, я знала, чего НЕ хочу, а потом ловила волну.
Как долго я ее искала? - Смотря, как считать - 1 лето с агентством? 1 год с бизнес школой? 1,5 года в компании, пока не приняли в штат? Не сразу.
4. Были какие-то страхи или сомнения, непонимание и отсутствие поддержки от окружающих, вообще любой фактор, что мешал больше всего? Что помогло с ним справиться?
Тяжело было не один раз - неопределенность, непонимание, получится или нет, маленькие победы не гарантировали больших. Иногда то, что я считала поражением, на самом деле было удачей (что меня не взяли в российскую фарм. компанию или в логистику), но тогда я этого не знала, переживала. Самым тяжелым было именно это состояние неопределенности.
Помогли люди: родители, которые взяли сына и не ныли, хотя реально было очень тяжело; подруга, которая осталась в Иваново, и те друзья, что были рядом, и преподаватели. Помог опыт прежних успехов - я же проходила по конкурсу на стажировки и видела, что жить можно и нужно по-другому - успешнее и благополучнее. Позже помогли иностранцы, менеджеры, которые ценили мои усилия и прямолинейность.
А еще помогла безвыходность положения: когда идешь по канату через пропасть, есть только 2 варианта - дойти до конца или сорваться. Вернуться - не вариант.
5. Каких результатов вы уже добились в своей новой деятельности (неважно, занимаетесь вы ею только несколько месяцев или несколько лет)? Благодаря чему это произошло?
Попасть в американскую компанию, на стажировку на 4 мес. (всего!) - это было полшага. Тогда я еще не знала, что САМОЕ трудное только начинается - моя новая начальница, которая на место своего консультанта прочила не меня. Первое, что она мне сказала: «Вот факс, вот е-мейл - рассылай резюме. Ты тут не задержишься». Мне пришлось засунуть свои лидерские качества поглубже, и сделать так, чтобы она меня оценила - для этого я делала за нее ее работу и прикрывала ее косяки. Человек я честный, воспитана принципиальной, в бизнес школе билась за справедливость - и вот теперь все наоборот. Изменить парадигму мне помог ее начальник, австралиец, он сказал мне: независимо от того, как хорошо ты работаешь, нельзя ломать вертикаль “You have to please your supervisor”.
Я пахала за всех и на всех, меня оценили другие отделы - HR, продавцы. Через 4 месяца мне продлили стажировку еще на год, потом приняли в штат. Через год моя начальница ушла в декрет, а мне предложили повышение на 2 грейда и 40% в зарплате (немыслимый скачок для американской компании) потом были еще передвижения. В Caterpillar я работала больше 7 лет, в 5 раз возросла з\пл. Ну и повидала мир, конечно - ездила на обучение и в командировки, отпуск тоже могла теперь позволить себе в Испании или Таиланде.
Купила квартиру, родила 2-го сына.
После этого я еще раз сменила род деятельности. Работа в офисе с 9 до 6 превратилась в рутину. После декрета я стала еще больше ценить свободное время, и с должности руководителя группы T&D перешла в тренинговую компанию. Там за 3 года многому научилась, и оттуда тоже ушла.
Теперь я self-employed тренер, коуч и консультант.
Caterpillar - один из моих клиентов. Уже уволившись оттуда, я наконец посетила его американскую штаб-квартиру. Стояла на берегу реки Иллинойс и говорила: «Я бы полжизни отдала за … свою жизнь» J
Я также работаю в бизнес школе (правда, не в своей - тоже дело случая).
Путешествую не только по миру, но и по компаниям. Немного пишу. Думаю, куда бы еще рвануть, прислушиваюсь...
Некоторые говорят: заниматься не своим делом - потерять время. Не знаю. Из песни слов не выкинешь - все, что я делала раньше, помогает мне каждый день. Методика преподавания английского, мои стажировки, работа внутри крупного международного бизнеса - все вместе легло в основу того дела, которым я сейчас занимаюсь, и дает мне огромное количество примеров и историй, которыми я делюсь с участниками своих тренингов.
6. Как вы сами считаете, почему у вас все получилось? Какой один совет или рекомендацию вы бы дали людям, которые задумываются о смене области деятельности?
У меня не могло не получиться - мне все время было что-то надо, я бы не угомонилась. Здесь стоит упомянуть о предпосылках - мои родители несколько раз переезжали, я сменила 4 школы (одна из них английская - по собственному желанию), так что для меня смена города, обстановки, друзей было вполне привычным процессом, даже приключением. И еще в студенческие годы мне попалась книжка Гр. Грина «Путешествие с тетушкой», где основная идея была: человек, который путешествует, живет дольше - по ощущению - у него просто больше впечатлений в единицу времени. И неважно, путешествуешь ты по городам, странам, людям или увлечениям. Меня эта книга очень вдохновила - я проживаю несколько жизней, благодаря тому, что время от времени меняю курс.
Сегодня, когда я рассказываю о ступенях, по которым шагала, может возникнуть впечатление, что мне везло, что кто-то услужливо подставлял мне эти ступени. Или, как сказала одна взрослая скептическая женщина (бухгалтер), я просто оказалась в нужное время в нужном месте. На самом деле:
1) жизнь подбрасывает шансы и всем вокруг тоже, но далеко не все их ждут, видят и ловят;
2) любой шанс мог не случиться, я имела тысячи рисков сорваться с веточки, за которую зацепилась, что наблюдала на примере других своих знакомых, из нашей бизнес школы в том числе. Я держалась не на жизнь, а на смерть J
Совет. Очень важно, кто с вами рядом и что они говорят. При этом в ваших руках выбрать, кого слушать. Мне многие (особенно близкие) говорили, что я живу неправильно, что надо сидеть и не отсвечивать, что ничего не получится. Но всегда находился кто-то (пусть неблизкий и эпизодически), который оказывал поддержку, пусть хотя бы эмоциональную. Спасибо тем, кто поверили в меня, а я поверила им!
7. Есть еще какой-то важный вопрос, который я не задала, но вы считаете этот аспект важным и хотели бы о нем высказаться? Прошу:)
Вопрос: От чего вы откажетесь, чтобы достичь нового?
В тренинге по теме «Управление изменениями» мы даем участникам заполнить схему «от чего нужно отказаться, чтобы освободить место для нового». Обычно это вызывает большие затруднения. Как-то хотелось бы и рыбку съесть, и ножки не замочить. Или, как говорит моя мама, надо иметь запасной аэродром. Мой опыт показывает, что новый аэродром не строится, пока не уйдешь со старого.
Поясню на примере. В детстве мне очень нравился фильм «Старая старая сказка». Там Олег Даль и Марина Неелова разыгрывают историю «Огниво». Однако только во взрослом состоянии я увидела, что сказку рассказывает бродячий сказочник, который влюбился в дочку трактирщика, и ждет утра, когда его возлюбленная сбежит с ним. В сказке «Огниво» все заканчивается хорошо. А вот в жизни сказочника дочка трактирщика утром признается, что хотя и любит его, но сбежать не может, потому что не может оставить старого больного отца. Это я к тому, как трудно иногда сделать выбор, особенно по отношению к близким, а они тормозят сильнее всего.
Пока я писала эти строки, нечаянно увидела фильм «Допинг для мозга»
http://24doc.ru/project/4601/video/2491 В нем показано, как ученые доказали, что опыт, экспертность мешают креативным решениям.