ВОЙНА И МИР В ТЕАТРЕ МОДЕРН .

Dec 17, 2019 01:46


Самая долгожданная премьера те









атра Модерн- «Война и мир», спектакль, к которому режиссёр Юрий Грымов шёл долгих четыре года .

modern-theatre.ru/

Это был сложный путь .

Как рассказать в одном спектакле о мире, любви и войне?

Возможно ли показать батальные сцены , а если нет -то как донести до зрителя войну?

Как , сокращая, не упустить главного ? И как не побояться взять в основу культовое произведение ?

Вопросов больше , чем ответов .

Я , честно говоря, не представляла что можно перенести этот роман на сцену .

Но Юрий Грымов не просто справился с этой задачей , а создал спектакль , в котором соединились мир и война, любовь и предательство , светская жизнь и будни простых людей, духовный поиск и русские традиции .

В спектакле задействована вся труппа театра , а также приглашённые актёры и артисты Государственного академического русского Хора им. Свешникова ( под руководством Е. Волкова).

Живое акапельное исполнение во многом создало неповторимую атмосферу .

Православные духовные песнопения в исполнении хора Свешникова - прекрасны . Это не только музыкальное оформление - это сама душа спектакля .

Необычным было и то, что хор не просто пел на сцене,- артисты являлись и актерами . Они и крепостной театр, и отступающие французы , и жители Москвы, покидающие свой город со скорбью в сердце .

Аплодисменты музыкальному оформлению спектакля , которое органично объединило в себе и традиционные мелодии , и сделало их в то же время , актуальными сегодня и доступными нашему пониманию .

Ещё одна важная составляющая, без которой спектакль не состоялся бы- это свет . Это уже не просто театральный свет - это «светопись», это создание времени, пространства и декораций именно игрой светотени .

Совершенно невероятные по впечатлению сцены исхода жителей из оставляемой Москвы и последующего отступления французов из сгоревшей русской столицы . Эти косые лучи , которые то выхватывают движущиеся фигуры из мрака , то оставляют их брести в темноте и скорби - решение, достойное аплодисментов .

Также совершенно потрясающий эффект - отблески огня камина на сидящем в кресле , Болонском ; и отражённое зарево пылающей Москвы .

Декораций в спектакле нет ,

Но достоверность показанного мира - удивительная .

Реальность соткана из маленьких островков , невероятно подлинных в каждой детали .

То , как сменяют друг друга сцены , завораживает не меньше действия . В чёрной безбрежности появляется луч , герои , несколько предметов ,- и вот мы уже видим совершенно реальный момент из жизни , где настоящие не только чувства и эмоции, где посуда бьется, курица аппетитно пахнет , а вода-проливается на пол .

Именно гениальное балансирование режиссера между условностью театрального мира и подлинностью деталей ( таких, как вытирающие пол бабы, скрипящая половица или лакеи , подсматривающие за господами) - для меня главное впечатление от спектакля .

Мне кажется - это не просто привнесение на сцену кинематографического принципа . Это целая философия о том , как мы стремимся создать и удержать этот мир , и как он на самом деле трогательно обречён и хрупок .

В интервью Юрий Грымов сказал : «мир и война - они слишком близко . Они сменяют друг друга как щелчок пальцев . И ты ещё ничего не понял , а уже все по- другому»

И , хоть я, как девочка, в романе всегда с большим интересом читала Мир , с интригами, влюбленностями и балами , но Война - это то, что заставляет всех героев переоценить и переосмыслить происходящее с ними самими и со страной .

Война показана у Грымова удивительно и страшно .

Нет ожидаемых батальных сцен, легионов русских и французских солдат , залпов орудий и криков Ура .

Но есть война , с ее равнодушным безучастным лицом . Та, для которой безразлично кто прав , кто виноват - она уничтожит и тех, и других без разбора .

Гениальная сцена исхода .

И невероятная по щемящему чувству в груди Сцена , где солдаты Погибают один за другим , и вот уже среди них бродят лишь мародеры .

То что в этой сцене не виден противник, для меня лишь подчеркнуло бессмысленную неотвратимость гибели на войне .

Я не могу пересказать все гениальные сцены и режиссерские находки : это и бал, где все эмоции и чувства, вся атмосфера так ясны и так по-человечески понятны. Это и смерть в родах жены Болконского , когда все действие разворачивается за сценой , но один опрокинутый таз с кровью говорит тебе : Ее больше нет.

Это и сцена между Наташей и Андреем , когда она с восторгом считает розы, а потом с разгневанными чувствами женщины- ребёнка обрывает их один за одним .

Хочется пересматривать раз за разом дуэль, где в косых лучах Пьер так неумело закрывается пистолетом , словно крестом.

А ещё в спектакле есть масоны . В Школе эта часть произведения , в основном, обходилась молчанием , по понятным идеологическим причинам . Но теперь они на сцене , и эти сцены - великолепны .

Магистр, в исполнении Юрия Анпилогова - фантастическая смесь самых разных качеств , да и все сцены с масонами в этом особенном мистическом антураже захватывающе великолепны .

Об актерах тоже хочется сказать несколько слов .

Наташа- Ирина Лукина , непосредственна и по-детски шаловливо -ветрена в дни мира . Но как же она меняется в лице, характере и каждом жесте в дни войны . Она настоящая . Девочка, прошедшая путь взросления слишком быстро .

Пьер,-Александр Колесников . Для меня теперь всегда при произнесении имени Пьера , буду представлять именно его образ .

Пьер , который стал главным героем спектакля и прошёл сложный путь от масона и «западника» до русского патриота Петра Кирилловича .

Как хороши княжна Марья в исполнении Марины Диановой , и графиня Ростова ( Любовь Новак).

Рассказывать о спектакле можно бесконечно .

Хочется рассказать и об огромном количестве костюмов , созданных с исторической достоверностью .

Только представьте : 423 костюма для одного спектакля .

Но мой совет : сходите в театр .

Можно смело брать с собой детей ( уверена , им не будет скучно) .

И все 3,5 часа пролетят совершенно незаметно .

Тем более , что даже в антрактах нас ждут совершенно невероятные сюрпризы от режиссера .

В одном из антрактов для нас выступают крепостные актеры вместе с приглашёнными итальянскими певцами .

А вот второй антракт потряс меня до глубины души . Помните я привела слова Громова из интервью , что мир и война совсем рядом .

И это вдруг оказывается действительно так . Так близко, что можно дотронуться рукой .начинается антракт , и зрители выходят из зала . И что же предстаёт изумленному взору : война не пошалила и театр .

Библиотека, буфет, парадная лестница - все обожжено недавним подарком, вспышки и треск которого ещё слышны . Привычный уклад жизни уничтожен безжалостной рукой ,- повсюду забытые куклы , обгоревшие книги, расколотые зеркала ...

Такого я ещё никогда не видела .

Возвращаешься в зал, а там ....

а впрочем, оставлю вам возможность самим узнать некоторые секреты и находки спектакля .

Поздравляю Театр Модерн и Юрия Громова с великолепной премьерой . А нас - с тем, что на театральном небосклоне уверенно засияла ещё одна звезда . Синяя звезда Театра Модерн , который занял достойное место в культурной жизни столицы и на перестаёт удивлять и радовать зрителей своими работами .

Previous post Next post
Up