Дыхание в пении

Nov 09, 2012 11:33




Часто говорят, что дыхание - это основа пения. И я с этим согласна полностью. Я бы еще добавила, что это вообще основа звука голоса, и речи в том числе. Но если в речи мы привыкли саааавсеем не задумываться о дыхании, то в пении не обратить внимание на важность дыхания невозможно. Уже хотя бы тот факт, что соотношение времени вдоха-выдоха в пении 1 к 20-30 при обычном соотношении 4 к 5 (в спокойном состоянии человека) делает дыхание в пении не таким, как в обычном разговоре.

Каким же образом дыхание учувствует в процессе звукообразование? Я очень постараюсь описать это простыми словами… это попытка номер «рас», пока может не совсем получится.


Начнем с выдоха. Можно попробовать наглядно представить такой эксперимент - если взять в руки два листочка, держать их перед собой на небольшом расстоянии друг от друга и подуть между ними, то при определенной силе воздушного потока они сомкнуться. Это - физика (научно подтверждать эксперимент не буду, потому что точно где-то будет лажа). Этот же эффект наблюдается с голосом - при определенном постоянном потоке воздуха связки сами смыкаются (нужно лишь добавить условие, что связки получили сигнал от мозга, что нужен звук, и они колеблются с нужной частотой). Если воздушного потока недостаточно, а связкам нужно сомкнуться, в процесс их смыкания подключаются мышцы горла. И связки делают "лишнюю работу" (например, когда откашливаемся при першении в горле, остается тот призвук, который от работы мышц получается). Слишком много воздуха приведет к тому, что связки не будут выдерживать его напор (это крик, форсирование звука), а будут размыкаться на коротенькие промежутки времени добавляя в звук легкий (или не очень) «кряк». Это опять же не нужная работа связок.

То есть, получается для звука (легкого, красивого) нужен постоянный, достаточный для смыкания связок, поток воздуха.
Как научится так дышать во время пения? Нужно петь на опоре.

Ощущение опоры разные певцы, педагоги, книги описывают очень похожими, но немного разными словами. Говорят, что выдох ставят на диафрагму (мышца отделяющая легкие от внутренностей в животике), опирают на нее. Или говорят, что нужно опереть выдыхаемый поток воздуха на «воздушную подушку» - воздух, который набран в легкие при вдохе. Это довольно образные выражения, описывающие ощущения. Почему «воздушная подушка» это образ, думаю довольно ясно - мы представляем, что набранный воздух, ощущение полноты в легких поддерживает звук, который мы создаем. «Поставить выдох на диафрагму» тоже образ, потому что движения диафрагмы не контролируются сознательной частью мозга, ее движения полностью зависят от бессознательного процесса «вдох-выдох». А вот вдох-выдох мы контролировать можем (например, когда мы ныряем, то задерживаем дыхание и движение диафрагмы не происходит). Этот образ подсказывает тип дыхания, который лучше использовать при пении - диафрагмальный, когда при вдохе диафрагма опускается, а при выдохе поднимается.

Если по ближе к практике, то ощущение опоры можно найти в смехе. Когда мы заливаемся смехом так «что живот болит», мы как раз очень усердно (аж немного через чур) пользуемся опертым звуком.

Задача опоры звука - обеспечить постоянный поток воздуха, в нужном для конкретного звука объеме и силе.
Если остановиться на том образе, что лучше всего это происходит, когда выдыхаемый воздух опирается на тот воздух, который мы вдохнули и задержали, то можно представить себе надутый шарик, из которого выпускают воздух:
- если выход из шарика свободный, то воздух быстро выходит со звуком «прррррр» (а шарик летаааает:))
- если выход зажать пальцами, немного растянуть и выпускать воздух через эту щелочку, то получается писк, этот писк становиться тише, по мере того как в шарике заканчивается воздух и его стенки обмякают,
- но если по мере того, как в шарике заканчивается воздух, еще и сжимать сам шарик, чтоб давление воздуха в нем не менялось и шарик оставался упругим, хоть и маленьким, то звук будет более постоянный.

Приблизительно в этом состоит суть опоры.

Продолжение (о том, почему важен не только выдох) следует  …

П.С. Есть одна американская вокальная школа, которая довольно много пиарит себя в сети, и не хотелось бы им помогать (они и без того круты)... Но эти ребята делают одну чудесную вещи - выкладывают множество маленьких видео с разными подсказками о всевозможных нюансах пения, и именно этим они мне и нравятся. Особенно хороши видео вот этого парня (кроме того, что он просто милый, он очень просто и ясно рассказывает):

image Click to view



Тут он показывает "фокус" с листами бумаги, о котором я выше писала (сам "фокус" начинается где-то со 2-ой минуты… и да, я именно тут его и углядела; "фокус" подтверждает постоянно повторяемую фразу моего педагога «связки смыкаются дыханием»).
Научиться петь по таким маленьким отрывкам сложно, но при наличии уже какого-то общего понимания процесса эти видео становятся очень интересными.

П.П.С. Картинка утянута с operamusic.ru ,)

будни вокалиста, теория пения, дыхание

Previous post Next post
Up