Валентина Толкунова до последнего момента держалась очень хорошо, не показывая своей тяжелой болезни,- об этом говорят те, кто с ней дружил, с кем она встречалась по работе. Музыканты, композиторы вспоминают, как Толкунова начинала петь в ансамбле Юрия Саульского, и сразу выделилась среди остальных. Как она почти случайно перешла на тот репертуар, за который ее полюбила вся страна. И как осталась хорошим человеком до конца жизни, далеким от шоу-бизнеса.
Певица Валентина Толкунова умерла утром 22 марта в Боткинской больнице, не сумев победить рак. Ей было 63 года. Попрощаться с певицей можно будет 24 марта, в среду, в Театре эстрады, начиная с 12.00. После прощания ее похоронят на Троекуровском кладбище, сообщил РИА «Новости» директор Толкуновой Алексей Тирошвили.
Коллеги Валентины Толкуновой, знавшие ее давно и видевшие незадолго до кончины, рассказали GZT.RU о жизни певицы и ее последних днях.
Алексей Козлов, джазовый музыкант, саксофонист
Мы впервые встретились в оркестре Юрия Саульского «ВИА 66». В нем помимо музыкантов участвовала и сдвоенная вокальная группа: четыре певца и четыре певицы. Группа дублировала звук труб, саксофонов или тромбонов, а иногда пела отдельно. Одной из певиц в этой группе стала совсем молоденькая выпускница музыкального училища Валя Толкунова. Она пела четвертый голос - одну из самых сложных низких партий.
В этой вокальной группе были замечательные исполнители, но Валя Толкунова с самого начала проявила себя как солистка. Такое бывает редко: обычно участники вокального блока оркестра не могут солировать. Солистами в «ВИА 66» до этого были более известные певцы: у нас начинал Вадим Мулерман, с нами пела Нина Бродская. Но Саульский распознал в Вале Толкуновой этот талант солистки. Помню, он даже сочинил для Вали лирическую песню, и она выходила и пела что-то об апреле.
Кстати, вскоре после этого у них с Саульским начался роман, и он на ней женился. Они жили в квартире в кооперативном доме от Союза композиторов в Каретном ряду, а когда разошлись, Саульский оставил эту квартиру ей. Тогда по-настоящему началась сольная карьера Толкуновой. Она ушла из «ВИА 66», и композиторы, которые жили в этом доме, стали ее приглашать на записи. Причем поначалу Валя пела довольно сложную, камерную вокальную музыку, отнюдь не эстрадную. Она ведь была очень профессиональным человеком: хорошо читала ноты, точно интонировала.
А однажды она случайно спела песню композитора Катаева «Стою на полустаночке», ее записали и показали на телевидении. И с этой песни началась Валина популярность совсем другого типа. Раньше она была популярной в кругах меломанов. И вдруг спела песню, которая стала понятной и близкой простым русским женщинам. Порой не очень молодым, иногда с неустроенной личной жизнью. «Стою на полустаночке» была первая из песен Толкуновой, в которой она нашла себя, и этот стиль ей очень подошел. Она практически до конца жизни так пела, и была любима народом. Ее можно было бы сравнить с Зыкиной, но Толкунова пела не такие патриотические песни, а более задушевные, нежные, близкие русским женщинам.
Click to view
Толкунову очень любил советский народ. Но это не мешало ей быть очень скромной. У нее не было не то что звездной болезни, даже никаких признаков того, что она считает себя особым человеком. При всей ее популярности Валя была очень скромна. Хотя могла бы достичь чего-то большего, в том числе и в материальном смысле.
В последний раз я виделся с ней на вечере памяти Юрия Саульского в Концертном зале Чайковского. Валя прекрасно выглядела, по ней нельзя было сказать, что она смертельно больна. У нее уже были операции, но я не знал об этом. Валя замечательно, мягко держалась, мы вспоминали, как работали вместе у Саульского. В общем, когда я прочел в Интернете, что она уже в больнице, мне стало не по себе. Несправедливо, когда женщина так тяжело умирает, и такой молодой.