Платон «Пир»
Диалог Платона «Пир» (Συμπόσιον) был написан в 385-380 гг до н.э.
Участники диалога:
1. Аристодем
2. Сократ
3. Агафон
4. Федр
5. Павсаний
6. Эриксимах
7. Аристофан
8. Алкивиад
Каждый из участников пира произносит хвалебную речь Эроту - богу любви, безотлучный спутнику и помощнику Афродиты, который является олицетворением любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.
Всего было произнесено 7 речей.
1. Речь Федра:
«Эрот - самый древний, самый почтенный и самый могущественный из богов, наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и после смерти».
2. Речь Павсания: существование двух Эротов.
Эрот связан с богиней Афродитой, а таких богинь две: старшая - дочь Урана (небесная), младшая - дочь Дионы и Зевса. Поэтому существуют и два Эрота.
3. Речь Эриксимаха: «Эрот во всём».
4. Речь Аристофана: Эрот представлен как стремление человека к изначальной целостности.
5. Речь Агафона: совершенство Эрота, речь непосредственно о самом Эроте, а не о тех благах, которые он приносит людям.
6. Речь Сократа.
Сократ в своей речи прибегает к использованию диалога.
Сократ опровергает слова Агафона о совершенстве Эрота. Сократ утверждает, что Эрот - среднее между безобразным и прекрасным: «А в таком случае не стой на том, что все, что не прекрасно, безобразно, а все, что не добро, есть зло. И, признав, что Эрот не прекрасен и также не добр, не думай, что он должен быть безобразен и зол, а считай, что он находится где-то посредине между этими крайностями».
Сократ пересказывает слова некоей мантинеянки Диотимы. Эрот - «нечто среднее между бессмертным и смертным»
Эрот способен привести нас к счастью. Эрот - это любовь к вечному обладанию благом и к бессмертию.
7. Речь Алкивиада: панегирик Сократу
Сократ «не похож ни на кого из людей, древних или ныне здравствующих», его совершенно не с кем сравнить, разве что только с силенами и сатирами. Речи его божественны, «таят в себе множество изваяний добродетели и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства».