Просматривал сегодня Библиографический справочник членов Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, издательства 1934-го года. Очень сухой материал - краткие, на один абзац каждая, биографии 310 членов этого общества профессиональных революционеров (максимальный номер членского билета по справочнику №2989).
Заинтересовала статистика. Прикинул. Любопытно.
1. Национальный состав (чел., муж/жен)
Евреи 88/22
Русские 75/21
Латыши 25/2
Украинцы 21/3
Грузины 15/2
Поляки 15/2
Армяне 10/1
Остальные - единичные представители или национальность не указана.
2. Социальный состав (чел., дается по происхождению; дословно по тексту - «сын такого-то»; цифры относятся только к мужской части общества).
Земледельцы - 40
Рабочие и ремесленники - 34
Чернорабочие и батраки - 21
Чиновники и служащие - 19
Крупные и мелкие торговцы - 18
Интеллигенция (медики, учителя, инженеры) - 15
Дворяне и помещики - 10
Церковнослужители - 10
Военные - 4
Ссыльные - 3
Сироты - 2
Очевидно, что корреляция между национальностью и профессией существует. Евреи - преимущественно ремесленники и мелкие торговцы. Для грузин любопытны такие сочетания: «сын дворянина, чернораб.». Есть некоторое количество «бастардов» - детей помещика и крестьянки.
- Окончательная партийная принадлежность (на время издания справочника)
Беспартийные - 178
Члены ВКП(б) или КП(б)У - 110
Исходная партийная принадлежность достаточно хорошо повторяет популярность партий в Империи. Больше всего социалистов-революционеров, потом РСДРП, потом анархистов. Много бундовцев и других социалистов-националистов (латышская СДРП, польские социалисты-революционеры и т.д.). Попадаются переходы из СДРП в ПСР, обратных - не приметил. Естественно, тоже есть внутренние корреляции, но считать разных партийцев было уже лень.
Зато дам сюда же данные по Ермакову В.Д. «Анархистское движение в России в ХХ веке», который анализировал состав анархистской группы в «Обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев»: 44% анархистов были выходцами из рабочих и ремесленников (в т.ч. 13% - из ремесленников), 23 % - из служащих, 17 % - из крестьян, 7 % - из торговцев.
Вот такой обобщенный портрет тех, кто готовил Великую Революцию 20 века.