Эпиграф: "У носорога очень плохое зрение. Но при его размерах - это не его проблемы."
Спектакль «Носорог» по Ионеску в мастерской Фоменко.
Не хожу в театр трезвым. После любой работы, чтобы начать воспринимать нечто отличное от реальности, нужно выкинуть из головы все проблемы дня. Без 100 граммов у меня это к заказанному моменту не получается - то бишь к моменту, когда свет гаснет в зале. Полгода тому, замученный жабой, стал брать с собой фляжку - потом отказался. Совестно стало. Плата за буфет - такой же плановый источник дохода для театра. Нечего обворовывать актеров. Особенно хороших - а у Фоменко откровенно плохих пока не наблюдал.
К чему такое алкогольное вступление? Приятно было обнаружить, что главный герой Кирилла Пирогова - тоже практически весь спектакль находится в состоянии легкого подшофе.
О чем спектакль? А ни о чем… Абстракции, аберрации, антиномии, абсурдистика, а-а-а!!! Вообще-то, конечно, «глубочайшая» мысль туда зашита - мол, люди могут превращаться в толстокожих нелюдей. Любые люди. И превращаются. Все, кроме душевного алкаша Кирилла Пирогова (вот почему быть пьяным мне было политически приятно).
Кто-то волен считать что спектакль противодействует авторитаризму, кто-то - фашизму, кто-то - свидомизму, кто-то - политической содомии и т.д. Только мне мысль эта о новообращенных толстокожих показалась шитой такими белыми нитками, что несерьезно устраивать на эту тему пляски с бубном. Страшно, что мы и без смены облика можем предавать и топтать. Еще хуже: страшно, что нам ЭТО уже нестрашно. Привычно. Тут же вспомнились мои друзья-подружки с Украины, на глазах превратившиеся в яростных борцов с «российским шовинизмом». Какая банальность, не правда ли?
У Ионеску оказалось очень мало афористичных фраз, хотя они и были (дословно не запомнилась ни одна - надо достать пьесу полистать; были-были приятные моменты). Почти не было попыток запрятать третье дно под четвертое (решили, что самих носорогов хватит для метафоричности, аллегоричности и в качестве фиги в кармане). Очень затянуто - особенно первое действие, а мне в сортир после рюмочки приперло.
Думаете, спектакль не понравился? Чорта с три. Понравился. Актеры с большой буквы интересны сами по себе - даже безотносительно к материалу. У Фоменко можно смотреть всё - и получать разные удовольствия. Попробуйте описать хорошую музыку? Вот и я не умею. Также с хорошим спектаклем. Снова банальность: это лучший театр в Москве сегодня. Даже публика у него чуть отлична от других (это я не о себе). Так что - присоединяйтесь.
Вот.