Авиационное двигателестроение - как оно было, есть и будет

Apr 01, 2016 12:40

На открытой части сайта Центрального Института Авиационного Моторостроения стали появляться интересные интервью ведущих специалистов этой организации. Люди это в основной массе неординарные и сведущие, так что рекомендую тем, кто хочет знать больше о состоянии дел в российском и не только авиапроме.

А в качестве затравочной рекламы - Ю.А.Ножницкий (руководитель отделения прочности).



Какова роль работ по обеспечению прочности в современном авиадвигателестроении?
Как говорил Оноре де Бальзак: «Прочность уже сама по себе является благом». Старшее поколение помнит Исаака Ароновича Биргера, который начал одну из конференций прочнистов вопросом: «Знаете ли вы, какое белье предпочитает английская королева? Прочное!» Оказывается, именно так она ответила на этот вопрос в одном из своих интервью.
Для создания миниатюрной лопатки турбины, которая помещается в ладони, необходимо интегрировать более десятка сложнейших технологий. Мне очень нравятся сравнения, приведенные в одной из публикаций компании Rolls-Royce: одна лопатка турбины развивает мощность, равную мощности автомобиля Формулы-1, а при частоте вращения порядка 12 тыс. оборотов в минуту на нее действует центробежная сила величиной 18 тс, что равняется нагрузке на подвеску двухэтажного лондонского автобуса. Температура газа, с которым соприкасается лопатка, почти равна половине температуры на поверхности Солнца, а давление соответствует давлению на глубине 500 метров. При этом температура газа существенно выше температуры плавления металла, из которого изготовлена лопатка. Поэтому Rolls-Royce предложила такое сравнение: возьмите кубик льда, поместите его в печь, нагретую до 200 градусов, и попытайтесь не дать ему растаять. Добавьте сюда агрессивность среды, неравномерность и нестационарность полей давления и температуры. И в этих условиях до замены лопатка проходит путь в 15 млн миль. Не случайно одна лопатка, а их в одном колесе порядка 70, стоит в восемь раз дороже серебра. Понятно, как не просто обеспечить прочностную надежность этой детали. По данным той же компании Rolls-Royce, прочностные испытания составляют более 80% от общего объема испытаний при создании двигателя.
(остальное на сайте)

авиация, пиар

Previous post Next post
Up