Вблизи Пензы есть "рекреационный комплекс" Чистые Пруды. Раньше это были просто чистые пруды у мокшанской деревни Рамзай с отличной рыбалкой, с земляникой на склонах и грибами в лесу, а теперь вот - комплекс.
Однако, честь и хвала его создателю! Он превратил обычную гостиницу возле провинциального российского города с кабачком и пляжем - в скульптурную Мекку, не побоюсь сказать, мирового значения.
Каждый год, начиная с 2008-го, сюда со всего шарика заявляются толпы сумасшедших и не очень скульпторов, заселяются в гостиницу, получают мрамор, железо или другие материалы для ваяния - и ваяют! Что они делают между сеансами ваяния - я не знаю, потому что у некоторых получается в результате что-то странное. А у некоторых, напротив, очень красивое. Потом наваянное расползается по Пензе и другим приличным местам, а частью остается на территории самого комплекса - создавая неповторимую атмосферу скульптурного пиршества духа.
Я побывал там этим летом и вот, наконец, собрался выложить некоторые фотографии. Сразу извинения перед скульпторами. Некоторые скульптуры в парке идентифицированы и их таблички попали в кадр, некоторые идентифицированы, но таблички в кадр не попали, некоторые были изначально неидентифицированы или попали в кадр "на горизонте". Если кто-то захочет назвать авторов и поправить название - с удовольствием отретуширую запись.
[Нажмите, чтобы посмотреть] Гостиничный комплекс, в котором живут гении скульптуры. В свободное от скульпторов время там живут простые отдыхающие. Можете приезжать и чувствовать себя ваятелем. Или просто рыбу ловить.
Реклама самого Симпозиума в соответствующем антураже. Могу сразу сказать, что жить я в гостинице не жил, в кабаке не ел, но стограмм водки выпил - водка обычная. Так что о бытовых условиях ничего сказать не могу...
Посетителей на фотографиях нет, потому что время очень раннее - я предпочитаю именно такие визиты. Поэтому и пляж пустынен, хотя вода теплая. Относительно... Однако, приступим к осмотру.
Самая первая скульптура, которая встречает гостей. Задающая тон, так сказать. Сначала не понял, почему Аполлон вписан в квадрат. К концу визита в парк нашел оккамовское объяснение - какую дали заготовку мрамора, столько аполлона и получилось.
Афина тоже оказалась усеченной. В парке вообще много предметов искусства, которых кажется поделили между несколькими претендентами - вот тебе кусочек Афины, вот тебе, а этот остаточек - тебе.
Возможно, это пятка Афины. Впрочем, издалека и в анфас я решил, что это чей-то нос. Вблизи и в профиль ошибка обнаружилась. Если не верите в возможность ошибки, посмотрите ещё раз на предыдущую Афину - этот ракурс носопятки справа от её полумордия.
Сфинкс стоит на развилке. Одна дорога - продолжение осмотра. Вторая ведет ... к сортиру (уголок его на снимке слева). Очень чистенькому и европейскому. Особенно впечатляет в нем отсутствие потолка (есть только крыша со стропилами) - и с жилыми ласточкиными гнездами наверху. Занят ты своим делом, а мимо головы твоей ласточки из-под стрехи шмыгают... Сортир я "почему-то" изнутри снимать постеснялся. Нет, не зря у сфинкса полбашки снесло и улыбка саркастическая.
Следующие несколько скульптур - без ехидных комментариев.
Расслабились от почти реализма? И тут же вам - другой вариант виденья гармонии мира. В парке много кубизма, символизма, примитивизма, авангардизма и прочих изьмов. Мне как-то приятно было натыкаться в их нагромождениях - на что-то, в чем сохранились формы и пропорции... Но если бы не было с чем сравнивать, разве бы я радовался? Кстати, сзади этой "Любви с дыркой" виден пруд и пляж с лежаками. Говорят, что на пруду иногда устраивают шоу-представление на водных лыжах. Интересно, наверное, его смотреть через дырку в "Любви".
Впрочем, среди символизмов были и очень милые... Хоть и тоже - с дыркой.
Из-за того, что скульптур очень много и они "лезут" в кадр без всякого стыда, иногда получаются странные нагромождения ракурсов... Вы не поняли? Сзади на красных жердях - это тоже скульптура.
Смешенье стилей на голубом фоне...
Иногда очень сложно идентифицировать, что имел в виду скульптор, особенно если нет таблички
Впрочем, табличка не всегда помогает. Вот "это" называется "Вера человечества". Я человек, то есть вроде бы представитель человечества. И "это" - моя вера? Не верится...
Помимо мрамора, скульпторы используют и другие материалы. Что дают - то и используют. Железяки, например. Красиво получается.
Другие, у кого силы поменьше, большим кускам железа предпочитают проволоку. Получается тоже красиво. А поскольку проволоки из 1 кг металла получается ого-го-го сколько в метрах, то и объекты получаются соответственные по размеру.
Вот эти же жирафы с другой стороны. Между прочим, нечто белое торчащее из земли справа - это уши скульптуры. Уши знаменитого кролика-эротомана.
А вот это просто - из бронзы. Адам и Ева. Мне понравилось.
На территории столько странного, что всё встреченное воспринимается как арт-объект. Вот в березовой купе притаились два предмета. Попробуйте уверенно сказать, что второй - это просто так, а не скульптура непризнанного таланта!
Поскольку мой блог без Украины немыслим - вот скульптура УКРАИНСКОГО скульптора. Персонально. Кстати, дама, которая была со мной на осмотре, не обращая внимание на символизм квадратного украинского колеса, долго хихикала над половым признаком скульптурного украинца.
Парк имеет конечные размеры. Он расширяется с каждым новым симпозиумом, а дороги за скульпторами не успевают. В итоге, на дальнем краю парка вы упираетесь в поле, которое кто-то усеял мертвыми камнями. Лезть туда мне было уже лень. Подожду, пока к ним дорожки проложат.
К чести хозяина - работы идут. Не без перекуров, вестимо. Отсеченное от кусков мрамора при ваянии шедевра "лишнее" тоже идет в дело.
Но фигни всякой понаставили, на камазе не развернешься. Если сшибешь, говори уверенно - так и былО. Это скульптор так задумал! Вот какое у этой "фигни" правильное положение в пространстве, а? Стоя? Лежа? Сидя...
Мрамор для новой порции скульптур и скульпторов - уже заготовлен. Кто может угадать в этих глыбах будущие шедевры? А ведь они там внутри - уже...