Мы приехали на Крымский к 12-ти. Подходим и видим несколько очередей, спускающихся со ступенек от касс Выставочного зала. Берем языка из хвоста ближайшей очереди. - Извините, а вы куда стоите? - Не знаем… - А на «Золотую черепаху» не знаете, куда становиться? - Мы на нее и стоим… Но куда - не знаем. Приходится, вздохнув, перемещаться вверх по очереди и ступенькам - узнавать что, откуда и куда. В итоге, не узнав ничего толком, оказываюсь непосредственно в помещении кассы. Внутри - два окошка. В одном заканчивается очередь. В другом сидит скучающая дама. Засовываю голову к даме: - Прошу прощения, а где билеты на Золотую черепаху» продают? - Везде. Давайте деньги! Смущенно протягиваю тысячу. Однако, чему смущаться: очередь упрямо ломится в соседнее окно, абсолютно игнорируя то, у которого оказался я. - Мне два билета. - Давайте еще сто рублей. - Ух ты как дорого... - Ничего не дорого. У меня сдачи нет. Только пятисотки… Очередь на наш диалог и обмен деньгами-билетами не рагирует никак… Выхожу с билетами и иду за жонкой. - Мы хоть правильно стоим? - спрашивают меня бывшие соседи по очереди. - Правильно, - отвечаю я… Когда мы выходили (это было в начале третьего) - очередь удлиннилась еще раза в три, но второе окошко в кассе так и оставалось «в игноре». Отмечу, что наши друзья, которые приехали за полчаса до нас, вообще в очереди не стояли - никого еще не было… Кто рано встает - тому Бог подает!
Наши друзья приехали с четырехлетней девочкой. Не зря! Развлечений для ребятишек там было очень много! Я на них не останавливаюсь подробно, поскольку сам в них не участвовал, а ушел выставку работ искать и смотреть. Невыставочная часть шоу девчонке очень понравилась. Правда, запомнились ей больше всего вещи - далекие от дикой природы: «как девочке на лбу узоры рисовали!» и «ШАРИКИ ЛЕТУЧЕСТЬЮ НАДУТЫЕ!».
Я купил себе DVD с записями пения птиц европейской России. Работу люди проделали огромную. По сбору этих фонограмм! Но как же убого подан ими материал… На диске семь папок, в которых лежат mp3 с названиями типа “7-34 (287).mp3”. В приложенной тоненькой бумажной брошюрке повторены последовательно эти названия файлов - и после них записано имя птицы по-русски и по Линнею - с посекундной разблюдовкой представленных в файле типов ее пения (пение, подголосок, беспокойство, ухаживание и др.). И всё! На диске и в брошюре - ни фотографий птиц, ни поисковой системы, ни какого-нибудь определителя… НИЧЕГО, кроме эмпэтришек. В итоге - из шедевра получился недополуфабрикат. Хотя записи есть уникальные! А по большей части просто до безумия родные … Плач иволги, хохотание зеленого дятла, треск коростеля, звон жаворонка... Буду сам для себя дополнять его содержимое. Фотографии у меня какие-то есть, а какие-то найду в свободном доступе. Определитель словесный у меня тоже есть - так что доведем до ума сами!
В одном из залов - на стенах щиты с хвастовством московских округов про их заботу «за местную экологию». Ищу свой Северо-Западный округ. Прошел по кругу. Нету… Позвал кого-то из организаторов - где? «Сейчас найдем.» Сделали круг вместе - нету… «Сейчас разберемся» - и ушел. Я сделал еще один круг - убедился, что моей округе хвастаться нечем и ушел смотреть следующий зал.
Больше всего места в самом центре самого большого зала занимает самое главное национальное достояние. ГАЗПРОМ спонсировал мероприятие и посчитал нужным тут же похвалить себя. На большуших выстаочных стойках, перегораживающих весь центр зала - схемы проложенных трубопроводов, разведанных месторождений, буровых установок, счастливых потребителей, живописных разливов нефти (шутка) - в обрамлении стандартно-глянцевых фотографий медведей, полярных оленей и тундровых болот. Кажется, там еще чукчи были. Или манси. Какая разница Газпрому… Он всех достояет!
На стойке продавались альбомы фотохудожников. Победителей выставки - и не победителей. С удовольствием увидел, что книги покупают. Сам не купил.
Собственно выставка вызвала ощущение дежавю. Какие-то фотографии я уже видел. Какие-то кажется сам делал (sic!). Вон тот мишка, кажется, у меня на аватаре… Нет… Просто очень похож. Но были работы очень своеобразные и талантливые! Я так и не понял, кто там кого победил. Мне самому искренне понравилась одна фотография - она точно ничего не победила. Хотя фотографировать в залах было можно, но я не стал ее «фоткать» - запомнил так. Надеяться передать цвет при съемке бликующей поверхности моей мыльницей - безнадёга, а вся прелесть этой фотографии в нежной пастели цветов. Пасущиеся маралы, снятые сквозь прозелень распускающихся листьев березовой рощи - на фоне далёких «синих гор». Прелестно!
Детишки с мамами разных возрастов штатно визжали на мишек, лисичек, и зайчиков - и примкнувших к ним пингвинов. «Знатоки», причмокивая, рассматривали «макромушек» и «микромышек». Любители туристического отдыха в Египте и его рыбок восхищались подводными съемками. Среди участников было много фотографов-иностранцев - разницы в подаче материала я не увидел. Мы сравнялись - в аппаратуре и вкусе... Изумление вызвала фотография трубящего марала с рогами, увешанными рыжеватой «шевелюрой» - выдранными в гоне полузасохшими перьями-вайями папоротника. Точнее место съемки: «Англия, Лондон». Дикие места там - вокруг Темзы… Олени бегают…
Ланшафтные фотографии диких мест - не поразили. С учетом того, что степень «дикости» такого «места» для многих фотографов определяется не творческой настойчивостью, а долей прибыли какого-нийт нацдостояния, которую они тратят на своё хобби. Например, такое ощущение, что в Антарктиде не побывал только бедный и ленивый! Типа нас с вами. А все остальные там уже были - и гордо подтверждают своё посещение страшно талантливыми фотками пингвинов. Или льдов. Или пингвинов во льдах.
Когда мы вышли наружу (девочка устала и начала капризничать - даже покупка книжки-раскраски про мишек не спасла!), погода была ужасная! Я с удовольствием подумал, как хорошо, что я ограничился утренней получасовой лыжной пробежкой у себя в парке - и не потащился на Московскую лыжню. Честь и хвала тем, кто в такую мзглявость и мерзкость не грел взгляд фотографиями снегов, а рассекал сороковку под Планерной!
Единственная «фотография фотографии», которую я сделал на память о выставке. Окрестности вулкана. Окошко в преисподнюю. Посмотрел дома, что получилось - и с изумлением обнаружил, что преисподняя населена кем-то. Ба! Дык это моя жонка с друзьями оттуда лезет! Прямо из ада! Точнее - отражается в стекле, что покрывало фотографию! Вот на этой оптимистичной ноте - и закончу репортажик.