В свете «пробудившегося» в либеральной среде интереса к православию, несмотря на всю извращенность проявлений такого интереса, невредно попытаться разобраться с цифрами в руках, с чем мы имеем дело. А именно, сколько у нас православных и сколько активных атеистов?
Цифры, которые относятся к таким опросам, чаще всего вызывают споры о том, что именно является признаком принадлежности человека к православию - самоидентификация или явная публичная воцерковленность?
В этом случае различные опросы в России дают разные варианты, но по порядку величин даже они не отличаются. Отличаются интерпретации. Например, Левада-центр по результатам опроса конца прошлого года фиксирует цифру в 69% православных и 22% неверующих. При этом тут же выясняется воцерковленность, которая в этом опросе действительно фиксируется как невысокая: посещают религиозные службы раз в неделю 2%, раз в в месяц 4%, раз в год 19%, не посещают совсем 59%. Однако, дальнейших разъясняющих ситуацию вопросов Левада да и другие социологи в России, увы, не задают… Ага! - закричат либералы, - Эти православные - неправильные! И ответить им с такими опросами - нечем. В России.
Зато просматривая журнал Центра Разумкова с Украины «Национальная оборона и безопасность» (1-2, 2011) я увидел прекрасные подробные данные о ситуации с религией в нашей братской стране на конец 2010 г. Там вопросы и аналитика поставлена куда более серьезно, чем просто констатация того, что православных «много», но в церковь «многие» не ходят. Почитаем…
Хотя на Украине ситуация с православными конфессиями и вообще с мировоззрением более запутана, общая цифра называющих себя православными удивительно (или НЕудивительно) совпадает с российской - 68,1% . А теперь - уппс! - и кролик вылезает из шляпы. При этом расклад для неверующих Центр Разумкова показал более тонко: «колеблются между верой и неверием» 11,5%, «неверующие» 7,9%, «убежденные атеисты» 1,4% . В сумме это составляет 20,8% (напомню, что в России близкие 22%, сваленные чохом в кучу). Как видим, от смысла заданного вопроса ситуация резко изменилась. Неправославные или неверующие - не всегда убежденные атеисты и даже не всегда убежденно неверующие… А если бы дополнить опрос формулировкой «воинствующие атеисты»=«православные миссионеры наоборот», то есть стремящиеся активно обращать верующих в неверующих, таких борцов, скорее всего, нашлось бы мал-мала доля от 1,4%. А теперь вспомним, что мы видели и видим в сети, когда борцы с православным мракобесием толпами оккупировали Интернет-ресурсы… Неужели их концентрация там была 1,4 к 68? Скорее, наоборот!
Вернемся к воцерковленности. Украина в целом существенно более воцерковленная страна, нежели Россия. Как вы помните, в России по данным левадовцев «не посещают» религиозные службы целых 59%. На Украине число людей, которые их «никогда» не посещают - только 0,9%. Неужели такая разница? Левада-Центр не поясняет, как он получил такие данные. Центр Разумкова приводит разбивку. Выясняется, что даже среди неверующих (!) на Украине 63% ходят в церковь по религиозным праздникам, а 9% заглядывают примерно раз в месяц. Неужели у нас в России никто из атеистов на Пасху не заглядывает с друзьями к алтарю - и тогда звание «впэртых» за нами? Неизвестно. Левада-центр такую возможность ответа не предусмотрел.
Мотивация украинских «неверующих», всё-таки посещающих церковь, тоже оказалась прозрачна - 50% ходят туда, потому что «таковы традиции нашего народа», 27% «за компанию», 9% в дни чьих-то венчаний, похорон и др., и т.д (выбор был из нескольких ответов). Картина несколько изменилась от простого «не посещаю», которую предлагала Левада, неправда ли? Более того, в опросе центра Разумкова обнаружилось 19% людей, которые считают себя неверующими, но в церковь ходят, чтобы общаться с Богом. И наоборот, 2% верующих на вопрос, верите ли вы в Бога - отвечали «нет». И это тоже верно и по-нашему! Чи верю, чи не верю, але помолюсь, бо лба не жалко…
Вот так простота вопросов и простота цифр с простыми выводами из них становится чуть не зеркально противоположной от незначительной переформулировки вопросов. А вы говорите статистика врет. Она не врет. Её заставляют врать, а точнее недоговаривать.
На этом можно было бы закончить, однако, поскольку данные центра Разумкова любопытны во всей генеральной совокупности, поделюсь еще некоторыми наблюдениями, которые показались мне интересными.
Прирост называющих себя верующими на Украине за 2005-2010 год составил 12%. При этом разные конфессии пополнились в разной степени. Число прихожан киевского патриархата КП УПЦ увеличилось всего на 1%, и составило 15% (от всех опрошенных). Зато московский патриархат МП УПЦ может похвастаться. Его паства увеличилась больше чем в два раза - с 10,6% до 23,6%, а на юге Украины даже в три раза с 13% до 42%. Прирост этот произошел в основном, за счет тех верующих, которые раньше называли себя «просто православными» без выделения конфессии. Можно констатировать, что раскольно-самостийный КП УПЦ, проигрывает на настоящий момент битву за паству каноническому московскому патриархату. Более того, на востоке и в центре впервые появились люди, которые ассоциируют себя не с УПЦ, а с самой российской РПЦ (на востоке их 2% от опрошенных). Странно, но на Западной Украине те же тенденции! Традиционные для региона греко-католическая и римско-католическая паства уменьшились, а вот МП УПЦ даже здесь - в плюсе!
И на закуску, уставшим от цифр - чуть-чуть ехидства. На вопрос, жертвуете ли вы на церковь, сторонники КП и МП УПЦ отвечали «иногда» примерно с одинаковой частотой 45-46%, а вот «регулярно» и «никогда» в обратной пропорции. Догадайтесь, среди каких прихожан больше жлобов, которые «никогда» не жертвуют своей церкви (цифры статистически значимы - 9% для одной паствы и 18% для другой)? Это шутка.