"Московская пробка" vs "Красный обоз в Сумах"

Apr 18, 2012 22:59


В сети давеча промелькнула очень интересная картинка.





Впервые эта фотография на данном этапе ее существования появилась в ЖЖ уважаемого Хумуса ( http://humus.livejournal.com/2411964.html) с подписью взятой из подборки, где он ее нашел: "Улица в Москве 1923".

Когда я увидел эту фотографию впервые, я уже обратил внимание на поясняющий комментарий, оставшийся незамеченным большинством : "Это не Москва, а Сумы (Украина)" (Станислав Камаев, http://www.facebook.com/skamayev ).

Хуже того, данный снимок пошел гулять по блогам с глубокомысленнейшими замечаниями о неизменности движения телег и авто в первопрестольно-нерезиновой с заголовками а ля "Пробки в Москве".

Так это и умерло в моей душе, если бы на мое замечание о неверности идентификации места не было выражено стороннее сомнение. Пришлось поискать фотографии старых Сум, чтобы убедиться в верности координат в пространстве.

Вот найденные фотографии, на которых комбинация силуэтов церквей точно идентифицирует место как Соборную улицу в Сумах, а отнюдь не в Москве





http://inform.sumy.ua/photo/index.php?dir=old_sumy&id=20
http://inform.sumy.ua/photo/index.php?dir=old_sumy&id=34

Однако, сложно остановиться в поисках истины, и меня серьезно заинтресовало, ЧТО именно запечатлено на снимке. Напомню, что подборка у Хумуса относится к голоду и якобы к 1923 году...

Для начала просто присмотритесь к снимку. На фотографии НЕ пробка - когда кто-то куда-то не может проехать. На фотографии сознательно остановленная большая колонна телег со скучающими и даже спящими возницами, перед которыми вдалеке совершенно свободная площадь (ее название в Сумах - Красная). Более того, если приглядеться еще внимательней, то видно, что на передних телегах закреплены характерные транспаранты. Сфотографированы они сзади, поэтому можно только догадываться, что на них написано, но само их присутствие вкупе с сонными и равнодушными лицами возниц, превращает случайное столпотворение в радостный ярмарочный день - в вероятную пропагандисткую акцию Советской власти, которые во времена оные крестьяне не понимали на дух!

Что же мы можем предположить для идентификации этого мероприятия в ранне-советские времена. Итак, очень много груженых телег и транспаранты во главе.

Посмотрите вот на такие фотографии - не покажутся ли они вам похожи...



http://sterlitamak.bezformata.ru/listnews/eto-nasha-s-toboj-biografiya/1026554/



(http://news.np.by/message324740)

На всех этих фотографиях так называемые "красные обозы". Эта пропагандисткая акция была придумана Центром в момент организации колхозов, чтобы продемонстрировать всю силу и мощь обобществленного труда. Количество собранных вместе десятков и сотен телег, везущих зерно, должно было показывать жителям сёл и городов, мимо которых проходили красные обозы, сколь широко развернулось колхозное движение, сколько зерна могут собрать колхозы и как радостно они везут его в города на хлебосдачу.

Сложно оценивать полезность данного пропагандисткого приема постфактум, особенно если он продлился на Украине вплоть до 32-33-го годов - но выглядело это как минимум внушительно, как можно судить из фотографий. Впрочем, сама идея "красных обозов" как советского шоу (сомневающимся либералам: вы уважаете Голливуд и городские шествия, как машину по изображению правильных эмоций?) сохранилась через Отечественную войну вплоть до конца сороковых годов.

Вот такое маленькое историческое расследование по незначащему поводу. Итак, вместо "московской пробки 23-го" мы, скорее всего, видим "красный обоз в Сумах в 28-29-м".

новейшая история, фотки, прошлое

Previous post Next post
Up