Эксперимент Франца Гартмана с ясновидящей

Nov 22, 2024 17:34


На днях слушала аудиокнигу о жизни Елены Петровны Блаватской. Заинтересовал там один эпизод с письмом от Махатм. Нашла в инете этот отрывок из книги в виде текста и выкладываю его ниже.

Отрывок из книги Сильвии Крэнстон «Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения», в котором рассказывается об интересном эксперименте, который провёл известный теософ своего времени, Франц Гартман, в 1886 году.



Эксперимент, проведённый в 1886 году в Австрии известным теософом Францем Гартманом.

«В нём участвовала ясновидящая, немка по национальности, служившая некоторое время в доме родителей Гартмана, когда тот был ещё ребёнком. Вернувшись из Адьяра, штаб-квартиры Теософского общества, где он прожил больше года, в Австрию, Гартман случайно встретил эту женщину. Она пригласила его к себе домой, где она устроила нечто вроде больницы для бедных. Гартман, врач с обширной практикой, отметил поразительную способность этой женщины диагностировать болезни с помощью ясновидения. Она четко "видела" больные органы. Приложив руки к спине Гартмана, она предоставила доктору возможность "видеть" вместе с ней. Позже Гартман посвятил ей статью "Медицинский диагноз посредством ясновидения" [61].

  • 61 Hartmann F. Clairvoyant Medical Diagnosis // The Theosophist. 1887. Февраль. Т. 8. № 5. С. 291-2.

Но обратимся к его работе "Психометрический эксперимент":

«В своей последней статье я рассказывал о ясновидческих способностях одной немецкой крестьянки, проживающей в окрестностях города Кемптена. После того как я отослал статью в редакцию, мне пришло в голову проверить её психометрические силы с помощью писем. Я отправился к ней, захватив с собой следующие документы:
1. Письмо от миссис Роды Бэтчелор из Утакаманда, [Индия].
2. Письмо от полковника Г.С.Олкотта из Адьяра, [Мадрас].
3. Письмо от графини Вахтмейстер из Остенде, [Бельгия].
4. "Оккультное письмо", полученное, как считается, от адепта и не имеющее ни почтовой марки, ни других признаков, указывающих на место, где оно было написано.*

I.    Я дал женщине письмо №1 (от миссис Роды Бэтчелор из Индии) и попросил приложить его ко лбу, полностью успокоиться и оставаться неподвижной, ни о чём не думая, а затем рассказать мне, что она увидела. Она сказала, что не надеется что-либо увидеть и что никогда раньше не слыхала о подобном, но готова попробовать. Через некоторое время она описала стоящий на склоне холма коттедж с верандой, в котором есть комната с высоким потолком и эркером. Она описала мебель в этой комнате и деревья, которые видны с веранды; у нас такие деревья не растут, в её описании они напоминали огромные тополя. Короче, по этому рассказу я легко узнал резиденцию миссис Бэтчелор под названием Лавры (в Ути) и эвкалипты, растущие поблизости. Она видела также женщину в сером платье, но последняя мне неизвестна.

II.     Затем я передал ей письмо № 2, написанное полковником Олкоттом. Я предполагал, что это письмо полковник писал у себя в кабинете, и если причиной психометрических изображений действительно была передача мыслей на расстояние, то я, наверное, должен получить описание его кабинета. Но вместо этого женщина увидела большое, высокое помещение с колоннами и скамьями, очень похожее на вестибюль [Теософской] штаб-квартиры в Адьяре. Она с поразительной точностью рассказала о дорожках, посыпанных гравием, деревьях и реке, а потом о "бородатом человеке", который что-то писал в соседней комнатке. Ещё она рассказала о какой-то "клетке" неподалёку от этого места, если идти по направлению к реке; её назначение мы так и не смогли определить».

В этом месте статьи Олкотт, редактор «Теософа», сделал сноску, что «..поскольку "клетка" указана по направлению к реке, описание, [вероятно], относится к штабелям строительных лесов, которые использовались при возведении новой санскритской библиотеки. Они были сложены на берегу реки так, что действительно могли напоминать клетку; но об этом "сооружении" доктор Гартман, естественно, знать не мог».

Гартман продолжает:

«III.    Затем подошла очередь письма графини Вахтмейстер, и я получил чёткое описание "светлой и голубоглазой" графини и "статной и очень приятной пожилой дамы", в которой без труда узнавалась госпожа Блаватская. Более того, женщина обрисовала дом, в котором проживали эти дамы, упомянула о множестве рукописей "на каком-то иностранном языке" (в то время Е.П.Б. писала Тайную Доктрину - С. К.) и о мебели в комнатах. Интересно, что ясновидящая описала множество скульптур, расставленных в доме, - обстоятельство, которое я не в силах подтвердить или проверить, поскольку никогда не бывал в Остенде и упомянутого дома не видел».

Здесь доктор вставил примечание: «Позже я получил от графини ответ на свой запрос. Она пишет: "Женщина совершенно права насчёт скульптур.."»

Решающим для Гартмана был эксперимент с оккультным письмом от адепта (№4). Подлинное ли оно? Существуют ли на самом деле Учителя Мудрости? Гартман рассказывает, что «боялся получить отрицательный ответ и с волнением передал ей "оккультное письмо". Она удивлённо воскликнула: "Что это? Я в жизни не видела ничего прекраснее!"

Гартман записал её рассказ, опустив некоторые незначительные подробности:

«"Я вижу перед собой высокую насыпь или холм, а на холме здание, похожее на храм, с высокой китайской крышей. Храм такой белоснежный, будто сделан из чистого мрамора. Крыша покоится на трёх колоннах. На коньке крыши горит солнце; - ах, нет! - это просто похоже на солнце; кажется, это какое-то животное. Не знаю, как описать его; я никогда таких не видела, но оно сияет как солнце. Вижу красивую дорожку из гладких камней. К храму ведут ступени, и я поднимаюсь по ним. Теперь я внутри. Кто бы мог подумать! Вместо пола здесь озеро, и в нём отражается солнце, которое светит с крыши! Нет, я опять ошиблась: это совсем не вода, это желтоватый мрамор. Он блестит как зеркало. Теперь я ясно вижу квадратный мраморный пол, а посредине его тёмное круглое пятно. Всё так прекрасно! Несколько напоминает Валгаллу [пантеон], что близ Регенсбурга.

Я в храме и вижу двух мужчин, они рассматривают что-то на стене. Один из них очень приятный на вид человек, но одетый совсем не так, как принято у нас. На нём свободные, ниспадающие белые одежды, а носки у туфель загнуты кверху. Другой мужчина поменьше ростом и лысый; на нём чёрный плащ, на обуви серебряные пряжки (украшения?). Они рассматривают картину на стене. На картине ваза с какими-то тропическими растениями; листьями они напоминают опунцию, только сильно отличаются от тех опунций, которые мне доводилось видеть. Ваза не нарисованная, а настоящая. Мне только показалось, что она нарисована. Она украшена узорами и стоит в углу. На стене ещё какие-то картины и рисунки. Под потолком, где начинается крыша, есть ровное место вроде доски, а на ней - какие-то странные значки. Некоторые похожи на 15, один - на V, прочие - на квадраты и нули, а между ними всякие завитушки. Они похожи на цифры; но, наверное, это не цифры. Может быть, это буквы на незнакомом мне языке. Над этой доской ещё одна, с квадратными пластинами, на них нарисованы очень странные вещи. Они подвижные; во всяком случае, мне так кажется, но я в этом не совсем уверена... "

Позже я попросил женщину нарисовать увиденное. У неё не было художественных навыков, поэтому, несмотря на все её старания, рисунок оказался весьма несовершенным».
Прилагаем здесь копию её рисунка**. Она продолжает:
«"Эти два господина выходят, и я иду за ними. Вокруг много деревьев, похожих на сосны. Есть ещё деревья с крупными мясистыми листьями и шипами, они напоминают опунции. Вижу горы, холмы и озеро. Меня уводят всё дальше от этого храма. Боюсь, не найду дорогу назад. Вот большой овраг и деревья, по-моему оливы; но я никогда их не видела, поэтому точно сказать не могу. Теперь мне хорошо видны окрестности. Люди, за которыми я шла, исчезли. Здесь какая-то древняя постройка, похожая на старинную разрушившуюся стену, и что-то вроде того изображения на листе, которое вы мне показывали и называли, кажется, сфинксом. (Гартман показывал ей обложку немецкого журнала Сфинкс - С. К. ). Вот какой-то столб, а наверху его - статуя, выше пояса как женщина, а ниже пояса напоминает рыбу. Она вроде бы держит в руках мох или просто погрузила в него руки".

Тут она принялась смеяться, а на мои расспросы ответила: "Уж очень забавно! Здесь так много странных людей - всё дети и маленькие женщины. У них такие смешные платья и меховые шапочки! И прямо к ногам привязаны подошвы!*** Они что-то собирают на берегу и складывают в корзины. Теперь весь вид затуманился". Так закончился этот важный эксперимент..» [62].



Монастырь Таши Лхунпо в округе Шигадзе, Тибет

О своих опытах Гартман вначале написал Е.П.Б. в Остенде. Рисунка ясновидящей в его письме не было****. Ответ Е.П.Б. датирован 5 декабря 1886 года:

«Дорогой доктор, уж простите меня за то, что я как будто пренебрегаю Вами, моим старым другом. Клянусь Вам, я до смерти замучена работой. Каждый раз, как я сажусь отвечать на письма, мысли разбегаются, и весь этот день я не могу продолжать "Тайную Доктрину". Но Ваше письмо (последнее) настолько интересно, что я не могу не ответить на просьбу. Непременно пошлите его в "Теософ". Оно имеет огромное значение, если учесть клевету и обвинения Ходжсона, и я счастлива, что Вы получили еще одно независимое свидетельство; уж астральный свет не станет лгать в мою пользу*****63. Я буду говорить только о письме номер 4. Об успехе эксперимента с тремя другими письмами Вы и так знаете. Это похоже на уединённый храм Таши-ламы близ Шигадзе, выстроенный из материала, напоминающего "мадрасский цемент". Он сияет как мрамор; насколько я помню, его название снежный "Лхаканг"******64. На крыше, правда, нет "солнца или креста", зато есть algiorna дагоба, [башенка], треугольной формы, на трёх столбах, с золотым драконом и шаром. Впрочем, за "крест" можно принять свастику на драконе******* 65. Дорожек "из гравия" там нет, но он [храм] стоит на искусственном возвышении, и к нему ведет мощёная дорога, есть и ступени - не помню сколько. Мне ни разу не дозволили войти внутрь. Я видела его только снаружи, интерьер знаю лишь по описаниям.

Почти во всех храмах Будды (Санге) полы сделаны из жёлтого полированного камня, который добывают в Уральских горах и в Северном Тибете, ближе к границе с Россией. Я не знаю его названия, но он похож на жёлтый мрамор. "Господин" в белом, возможно, Учитель, а "лысый" - это, скорее всего, какой-нибудь старый "бритоголовый" жрец. Плащи у них очень тёмные, почти чёрные (я привезла такой Олкотту из Дарджилинга), но откуда взялись серебряные пряжки и штаны до колена, я совершенно не представляю. Они носят, как Вам известно, высокие фетровые ботинки до икр, нередко расшитые серебром.. Возможно, это причуды астрального зрения, связанные с проблеском ассоциативных воспоминаний о картинах, виденных ею раньше.

В храмах всегда есть такие подвижные "картинки" с различными геометрическими и математическими задачами для учеников, изучающих астрологию и символику. Причудливые китайские вазы - тоже не редкость для подобных храмов, в них обычно хранятся различные предметы. По углам расставляют статуи многочисленных божеств (Дхьяни).

Крыша всегда (почти всегда) опирается на ряды деревянных столбов, делящих её на три параллелограмма, а над самой башенкой нередко устанавливают зеркало мелонг из полированной стали (круглое как солнце). Я сама однажды приняла его за солнце. На куполах иногда укрепляют конусовидный шпиль, а на нём вертикальный золотой диск и наконечник грушевидной формы и часто полумесяц, а поверх шар со свастикой. Спросите, не видела ли она "Ом трам ах хри хум" - эти знаки иногда чертят на медном диске "зеркала" - мелонга для защиты от злых духов. Кроме того, она могли видеть ряд деревянных пластинок (маленьких кубиков), а на них вот что: «.. ..»  Если так, то я знаю, что она видела.
Храмы специально строят в "сосновых лесах", там растет и дикая опунция, и китайские плоды, из которых жрецы делают чернила. Там есть озеро, верно, и много гор - если это там, где Учитель; если же это около Шигадзе - то только невысокие холмы.
Статуя Мэйлха Гьелпо, андрогина, Повелительницы саламандр, или духов [огня], похожа на описание этого "сфинкса"; но нижняя часть её тела скрыта в облаках-нерыба, и она не прекрасна, а только символична. Женщины-рыбачки действительно ходят в шлёпанцах наподобие сандалий, и все они носят меховые шапочки. Вот, пожалуй, и всё; достаточно? Но не забудьте написать об этом» [66].

Вспомним, Е.П.Б. не видела рисунка ясновидящей, однако сходство в описании почти полное. Нам предстояло решить ещё одну задачу: расшифровать или, скорее, идентифицировать странные знаки, появляющиеся и в рисунках женщины из Германии, и в письме Е.П.Б. Они не похожи на тибетские печатные символы. Чтобы решить эту головоломку, я прибегла к помощи Уэсли Нидема, заведующего обширной тибетской коллекцией Йельского университета и знатока этого языка. Он проанализировал и статью Гартмана, и письмо Е.П.Б., и 8 декабря 1986 года сообщил следующее:

«Я с большим интересом прочел описание психометрических экспериментов и могу сообщить, что в [статье] "Письма Е.П.Б. к Гартману".. тибетские знаки в верхней группе читаются как "Ом трам ах хри хум" и расположены следующим образом:  (ОМ трам ах хри хум - санскритские мантры тибетскими буквами)
Нижняя группа в квадратах оказалась мантрами, относящимися к пяти Дхьяни-Буддам: [тибетские] Лам Ям Рам Кхам Вам [санскритские] Ратнасамбхава Амогхасиддхи Амитабха Вайрочана Акшобхья (Ваджрасаттва). На странице с пометкой КРЫША (ROOF) буквы в квадратах отличаются от приведённых на с. 299 (см. рисунок на предыдущей странице. - С. К.) и неизвестны мне. Под ними размещена надпись "Ом трам ах хри хум" с теми же санскритскими мантрами, записанными тибетскими буквами, и в том же порядке. Они именуются слоги-семена и не переводятся. Они соотносятся также с пятью Дхьяни-Буддами».

Итак, необразованная женщина из Германии сумела воспроизвести тибетскими слогами-Семенами священную буддийскую мантру, о которой едва ли слышала раньше. А вызвано было это примечательное достижение и сопровождавшие его видения, как мы видели, оккультным письмом, полученным, как считалось, от одного из учителей Е.П.Б. в Тибете.

Чтобы разобраться до конца с экспериментом Гартмана, надо было установить, насколько точны описания самой Е.П.Б. Я снова обратилась к Уэсли Нидему из Йельского университета. Хотя он имеет доступ к большой тибетской коллекции, он смог подтвердить только два пункта.
Первое - что "в тибетских храмах есть многочисленные изображения Дхьяни, Бодхисаттв и Будд, а также гневных божеств-охранителей". Второе - что "конусовидный шпиль и диск - это, несомненно, обычный чортен. См. книгу Ипполито Дезидери Описание Тибета, вклейка IV напротив с. 132".
По остальным вопросам Нидем отослал меня к брату Далай-ламы, профессору университета штата Индиана в Блумингтоне Тхуптэн Джигмэ Норбу. Однако и он не смог мне помочь.

Через некоторое время я узнала, что двое моих друзей, исследователей буддизма, собираются в Индию и намереваются посетить Дхарамсалу и встретиться с Далай-ламой. Они сами вызвались продолжить поиск необходимой информации, но там им ничего выяснить не удалось. Секретарь Далай-ламы посоветовал им встретиться с ламами, которые прежде жили в монастыре Ташилунпо в Тибете, разрушенном китайскими войсками. Секретарь любезно помог им организовать встречу, и они смогли побеседовать с семью ламами во главе с досточтимым Каченом Лхакором.



Монастырь Ташилунпо в Шигадзе, Тибет

Ламы внимательно выслушали их и, отвечая, попытались воскресить давние воспоминания. Два ответа были отрицательными: полы в буддийских храмах не из жёлтого мрамора, а уединённый храм Панчен-ламы не называют "снежным Лхакангом". Все остальные детали ламы подтвердили. Вокруг буддийских храмов в той местности есть хвойные леса, растут дикие опунции и деревья, из которых монахи изготовляют чернила. Там на столбах есть статуи Мэй-лха Гьелпо, а на крышах можно увидеть драконов из золота, держащих шар, и огромные зеркала (мелонги) из полированной стали, круглые как солнце, часто с выгравированной мантрой "Ом трам ах хри хум". Ламы добавили, что мелонги делались из сплава "многих металлов".

Не признать же священное прибежище Панчен-ламы они могли и потому, что не прошли посвящение и не знали о его существовании, и потому, что были посвящены и в силу этого хранили молчание. Основанием для такого предположения служит приводимое Е.П.Б. описание уединённой обители Панчен-ламы - тайной школы близ Шигадзе, основанной и возглавлявшейся Цонкхапой. Там, согласно Е.П.Б., хранились ценные труды по оккультизму, которые использовались при подготовке Тайной Доктрины [67].

Е.П.Б. никогда открыто не говорила о том, что бывала в Лхасе, запретной для европейцев столице Тибета. Считается, что ни одному европейцу не удалось побывать там после краткого визита в 1847 году аббата Гука и вплоть до британского вторжения в Тибет в 1904 году. Первой западной женщиной, посетившей Лхасу, считают французскую исследовательницу Александру Давид-Нил. Именно во время своего пятого путешествия в Тибет, в 1923-24 гг, она совершила то, что считалось невозможным. Однако, по словам сестры Е.П.Б. Веры, "достоверно, что она [ Е.П.Б.] бывала и в Лассах [Лхасе], столице Тибета, и в главном его религиозном центре Чикадзе [Шигадзе]... и на Каракорумских горах в Куэнлуне. Её живые о них рассказы много раз мне это доказывали..." [68].

Е.П.Б. провела в Тибете почти три года. Можно ли представить, чтобы она не побывала в Лхасе, этой Мекке буддийского мира? Учителя легко могли загримировать её под паломника, и азиатские черты её лица не привлекли бы особого внимания. Но предав огласке своё пребывание в Лхасе, она подвела бы своих Покровителей.

Панчен-лама и Далай-лама расходились во взглядах на изоляцию Тибета от внешнего мира. Так, исследователь Свен Гедин сообщает, что посетил Панчен-ламу и встретил тёплый приём, но тем не менее не смог попасть в Лхасу и к Далай-ламе [69]. Видимо, Е.П.Б. была первой из европейцев со времён Гука, попавших в Лхасу, но это ничуть не умаляет подвига А. Давид-Нил********[70], чья экспедиция, описанная ею в книге "Моё путешествие в Лхасу", названа в "Таймс литерари сапплемент" "одним из грандиознейших путешествий нашего времени".

В дневнике Давид-Нил имеется недатированная запись, где упоминается её английская подруга Элизабет Морган: "Однажды в письме [ко мне] Элизабет обронила слово "теософия" вместе с именем Блаватской", чем, добавляет она, открыла "новый этап моей жизни" [71]. Другой источник сообщает о том, что она начала посещать лекции по восточным религиям, "особенно по буддизму, при Парижском теософском обществе", и почувствовала страстное желание исследовать Восток [72].

Сноски в тексте:

  • * Это письмо я взял наугад из ящика стола, где храню документы подобного рода. По окончании эксперимента я осмотрел письмо и вспомнил, что обнаружил его как-то раз на столе в своей комнате в Адьяре; я был убеждён, что за миг до этого никакого письма на столе не было..
  • ** Женщина рассказала мне, что если она просто вообразит какой-нибудь предмет, то представление о нём вскоре исчезает из памяти; но если она хоть раз увидит предмет посредством ясновидения, она может вспомнить его во всех подробностях в любое время.
  • *** Вероятно, сандалии, которых она никогда не видела.
  • 62 Hartmann F. Psychometrical Experiments // The Theosophist. 1887. Март. Т. 8. №6. С. 354-8.
  • **** Мысль о том, чтобы попросить ясновидящую зарисовать то, что она увидела, по-видимому, пришла к Гартману после получения ответа от Е.П.Б. - Ред.
  • ***** В Разоблаченной Исиде Е.П.Б. объясняет: "Когда психометрист исследует образец, он прикасается к потоку астрального света, связанному с этим образцом; поток этот сохраняет картины событий из его истории. Они проходят перед его глазами со скоростью света"

    [63] - С. К.  63 Isis 1,184.
  • ****** Свен Гедин переводит это тибетское слово как "дом Бога"
  •  [64] - С. К. 64 Hedin S. Trans-Himalaya: Discoveries and Adventures in Tibet. L., NY: The Macmillan Company, 1909. Т. 1. С. 405; см. также цветные вкладки 124, 129. В первой публикации этого письма E. П. Б. слово Lhakang ошибочно воспроизведено как Shakang, вероятно в силу близости рукописных L и S. (По-видимому, нечто подобное произошло и со словом algiorna, идентифицировать которое не удаётся. - Ред.)
  • ******* Изображение свастики широко распространено на Тибете [65] - С. К.
  • 65 Там же. С. 404; Lhalungpa. Tibet the Sacred Realm. C. 65, 77.
  • 66 Letters of H. P. В. to Dr. Hartmann. 1. C. 297-9.
  • 67 Letters of H. P. В. to Dr. Hartmann. 1. C. 297-9.
  • 68 Желиховская. E. П. Блаватская. IX. С. 289.
  • 69 Hedin S. A Conquest of Tibet. NY: E. P. Dutton, 1934. C. 380; Hedin. Trans-Himalaya. T. 1. C. 317, 322-23, 325-6.
  • ******** Александра Давид получила диплом члена ТО в Лондоне 7 июня 1892 г. Из письма Анни Безант к ней от 17 марта 1893 года явствует, что Александра также обращалась с просьбой и о вступлении в Эзотерическую секцию [70].   -  Caracostea D. Alexandra David-Neel's Early Acquaintances With Theosophy. Paris 1892 // THist. 1991. Июль-окт. T. 3. №7-8. С. 209-13. - Ред.
  • 71 . Foster В. M., Foster М. Forbidden Journey: the Life of Alexandra David-Neel. San Francisco: Harper & Row, 1989. C. 57.
  • 72 David-Neel A. My Journey to Lhasa. Boston: Beacon Press, 1986. C. xi.


- Из книги Сильвии Крэнстон «Е.П. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения», ч.3, гл.7 «Тибет II»

#осеньвкармане  #60цитат

аудиокнига, Тибет, Учитель М., #60цитат, духовная наука, Учитель К.Х., #осеньвкармане, история, Блаватская, духовность, путешествия, книги, жзл

Previous post Next post
Up