Плат Камня. Символ «I.Н.S.»

Oct 21, 2024 13:57


«..Не менее удивительным предметом является и кусок ткани, в которую был завёрнут Камень. Он изображён на картине «Священный Ларец» таким образом, чтобы хорошо был виден рисунок с надписью в центре.



Фрагмент картины С.Н. Рериха "Священный Ларец", 1928

З.Г.Фосдик описала этот Плат как «красивейший лоскуток вышивки, как будто бы XVI века» (6).



Е.И.Рерих, посылая фотографию священного Камня Р.Рудзитису, писала:

«Так, на снимке Камень покоится в ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись "Сим победиши" (I.H.S.)» (7).



«..на снимке Камень покоится в ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись "Сим победиши" (I.H.S.)»

Плат Камня представляет собой довольно небольшую светлую холстину квадратной формы, имеющую по краям заметные повреждения от времени. Почти всю поверхность этой ткани занимает вышитое цветное изображение Солнца. Его мощные лучи простираются вокруг подобно тому, как их изображали вокруг головы солнечных божеств.

Внутри круга Солнца располагаются латинские буквы «I.Н.S.», являющиеся начальными для надписи: «In hoc signo victoreris» - «Сим победишь», или «In Has Salus» - «Сим спасёшься».



Ткань, в которую был обёрнут Камень

«In hoc signo victoreris» - «Сим победишь», или «In Has Salus» - «Сим спасёшься»

Этот девиз был начертан на знамени Константина Великого, древнеримского императора, правившего в 306 - 337 годах н.э. С этим правителем связывается коренной поворот от преследования христианства к покровительству новой религии, а также перенос столицы из Рима в Константинополь.

По преданию, Константину перед битвой с римским тираном Максенцием явилось на восточной стороне неба видение огненного и сияющего знака креста, и он услышал голос ангелов, говорящих ему: «Сим победишь». Некоторые исследователи оспаривают факт явления огненного креста Константину, но поворот истории, произведённый этим императором, был значительным. Отжившие формы были смещены новым импульсом исторического развития.

Интересна форма монограммы, а именно форма огненного креста, который якобы увидел Константин и затем поместил его на своё знамя, - символическое изображение того, чем он должен был победить. Монограмма складывалась комбинацией знаков «Х» и «Р», обозначающей начальные буквы греческого написания имени Христос.



Хризма или хрисмон (Хи-Ро), ☧ - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой (Википедия)

Это был первый общепринятый христианский символ, который известен под названием «Константинов крест». Заметим, что его форма близка египетскому знаку «анх», который был важнейшим мистериальным символом древних Индии, Египта и Мексики.



Анх - коптский крест - символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ☥, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. (Википедия)

Его ставили на лбу тех, кто успешно проходил мистерии. «С этим знаком победишь» - означало, что победа придёт через Свет истинного Учения.

Этим же символом, начиная с 1910 года, подписывал свои работы Н.К.Рерих.



Подпись Н.К.Рериха на картинах

Монограмма сочетала в себе первую и последнюю буквы его фамилии. Воистину, нет ничего случайного! Как в IV веке Константин Великий открыл новую страницу в истории, так же и Н.К.Рериху предстояло потрудиться на исторической ниве уже в веке двадцатом.

В том же 1928 году, когда была создана картина «Священный Ларец», С.Н.Рерих написал и портрет своего отца в одеянии ламы. На этом портрете Николай Константинович бережно держит уже знакомый нам старинный Ковчег, покрытый тем же Платом, который мы видим и на картине «Священный Ларец». В центре материи, в сиянии лучей чётко распознаются латинские буквы «I.H.S.». На боковой стенке Ларца хорошо прорисована уже знакомая нам птица.



Рерих С.Н. - Н.К.Рерих со священным ларцем. 1928

Ещё одной знакомой деталью обеих картин С.Н.Рериха является фон. Это вертикально расположенная ткань с замысловатым восточным узором, как бы чуть размытым, неясным. Причём на портрете Николая Константиновича Рериха его фигура расположена относительно фона таким же образом, как и Ковчег на картине «Священный Ларец»: узор на ткани над его головой превращается в удивительной формы корону, подчёркивая высоту духа изображённого на картине человека. ..»

- из доклада А.М.Шустовой, к.ф.н., МГУ, Москва

6 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. М., 1998. С. 248.
7 Письма с Гор. Т. 1. Минск: Лотаць, 2000. С. 103.

#осеньвкармане  #60цитат

Николай Рерих, #60цитат, Рерихи, #осеньвкармане, Святослав Рерих, история, Чинтамани, символы, картины, духовность, вдохновение, творчество

Previous post Next post
Up