В своём творчестве С.Н. Рерих многократно обращался к традиционным обычаям и ритуалам народов Индии, показывая их глубинное значение.
Среди индийских культов особое место занимает почитание змей. В Индии змеи символизируют мудрость, и ритуал заклинания их становится особой формой священнодейства, формой почитания бога Шивы, которому змея служит ожерельем [2, c. 60].
С.Н. РЕРИХ. ЗАКЛИНАТЕЛЬ ЗМЕЙ. 1937. S.N. Roerich. The Snake-charmer. Холст, темпера. 138,0 х 122,5
Во время ритуала, требующего серьёзной концентрации, устанавливается связь между Богом и миром людей.
В дневниках Святослав Рерих писал о значении высокой концентрации мысли, о напряжении внутренних сил, необходимых на пути совершенствования: «Трудность в случае с человеческой натурой заключается в том, что очень немногие люди способны на длительное усилие. Обычно это бывает кратковременная вспышка, за которой следует период расслабления. Поддержание неослабного усилия является секретом достижения. Чем мощнее усилие, тем больше энергии при этом порождается, тем продолжительнее контакты с ещё более мощными энергетическими вихрями» [1, c. 19].
«Полностью контролировать все свои физические и умственные способности - вот то состояние, к которому мы должны стремиться - со всей силой своей решимости. Поддерживая внимательность ума и полностью осознавая все свои действия, мы приобретаем огромную силу. Происходит громадная экономия энергии, а контроль над нашими усилиями даёт нам дополнительную мощь сосредоточенности» [1, c. 30]. Эти идеи в его творчестве были проиллюстрированы через образы людей, посвятивших свою жизнь духовным практикам и ритуалам.
На картине, где среди гор на широкой тропе изображён заклинатель, перед которым поднялись на хвосты шесть змей, С.Н. Рерих передаёт не только внешнюю сторону обряда, но и то колоссальное напряжение воли, которое требуется для подчинения священных кобр.
Колорит картины напряжён, оранжевый цвет одеяний заклинателя отблесками отражается на чешуе змей; мазки стремительны и динамичны - зритель видит пейзаж словно через мерцающую дымку силы, окутывающей заклинателя.
Индийский критик С. Санджива Дев, видевший эту картину в Кулу, в Институте Гималайских исследований «Урусвати», отметил её необычайную пленительность по цвету и колориту [3, c. 311].
Примечания:
1. Рерих С.Н. «Искусство и жизнь», М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
2. Шапошникова Л.В. «Великое путешествие»
3. Санджива Дев «С. Святослав Рерих»
#летниедни #60цитат