Что необходимо сегодня в мире - это обращение ума от озабоченности внешним миром природы к божественности внутри. Это та садхана, которую вы должны делать. На этом пути вы видите божественное во всем вместо наблюдения за природой как за физическими явлениями. Когда вы видите внешний мир как проявление Бога, вы не будете замечать феноменальный (воспринимаемый своими чувствами) аспект природы (пракрити). Смотрите на природу как на проявление Бога.
Как это может быть прочувствовано в реальной жизни с ее радостями и печалями? Это может быть понято на таком примере. Когда вы спите, у вас есть сновидения, в которых вы испытываете радости и печали. Они кажутся реальными до тех пор, пока вы спите. Проснувшись, вы понимаете, что всё это было ненастоящее, и что это был просто сон. В бодрствующем состоянии у вас другой опыт. Каковы взаимоотношения между этими двумя категориями опытов? То, что вы испытываете в бодрствующем состоянии - это тоже сон, бодрствующий сон. Действительность заключается в том, что в обоих состояниях - и спящем, и бодрствующем - вы присутствуете как тот, кому снятся сновидения.
Различие между сновидением во сне и тем, что случается в бодрствующем состоянии, относится главным образом к фактору времени. В сновидении, переживаемом в состоянии сна, человек может пройти через опыт всей своей жизни от детства до старости за несколько минут. Сновидение сжимает переживания многих лет до промежутка в несколько минут. Аналогично то, что случается в течение многих лет в бодрствующем состоянии, может проявиться как несколько мгновений в духовном опыте.
Наша концепция действительности связана с фактором времени. Время является причиной большого различия между тем, что воспринимается непосредственно (пратьякшам), и тем, что испытывается непрямо (парокшам). Атма - это та неизменная сущность, которая способна осознать изменения, обусловленные временем.
Понимание неизменной действительности, лежащей в основе феноменального мира перемен - это атмический принцип, называемый "эрука". Он присутствует в каждом как "ахам" ("я"). Но каждый смотрит на мир, исходя из своих собственных конкретных обстоятельств, предпосылок и опыта. Атмический принцип объясняется или описывается различными способами. Нет никакой связи между его действительностью и путем, на котором он испытан. Аналогии, используемые для объяснения атмического принципа, имеют свойственные им ограничения.
Бог должен быть вездесущим. Как вы понимаете эту вездесущность? Имеются специальные практические средства разрешения этого. Мы знаем пять основных элементов - земля, вода, огонь, воздух и пространство (акаша) - с пятью качествами - запах, текучесть, свечение, касание и звук. Земля обладает всеми пятью качествами, включая прежде всего "гандху", или запах. Вода имеет "расу", или текучесть. Она легче земли и обладает подвижностью. Она обладает четырьмя качествами. Огонь обладает тремя качествами, из которых "рупа", или форма, наиболее очевидна. Он легче воды. Затем идет воздух, который легче огня и обладает двумя качествами: касание (спарша) и вибрирующее движение (шабда). Последней идет "акаша" (эфир или пространство), которая является самой утонченной из пяти элементов и пронизывающей всё. Выше, за пределами пространства, находится Бог, который является вездесущим.
Когда вы занимаетесь своим исследованием таким образом, вы обнаруживаете, что разные качества отвечают за чувства и реакции. Эти качества должны быть взяты под контроль. Одновременно каждый должен уменьшать бремя мирского существования и желания, которые заполняют ум. Человек сегодня отягощен подавляющим бременем желаний. Духовный прогресс непосредственно связан с сокращением желаний. Милость Бога приходит при наличии человеческого усилия.
лекция полностью