Подставной Паганини
Девиков Е. И. (опубликовано 29.01.17)
В прошлом веке доктор технических наук Г.Дубинин задал читателям научно-популярного журнала вопрос: «Фотографировался ли Паганини?». Этот неожиданный интерес подогрел в нем музыкант Виктор Пикайзен, показавший привезенную из заграничной поездки книгу Э.Нейла «Никколо Паганини» (Женева, 1978).
Среди помещенных в ней иллюстраций была одна, изготовленная со старинного дагерротипа, на котором скрипач изображен в полный рост со скрипкой и поднятым вверх смычком. На нем строгий костюм, на груди - знаки признания и почета, которыми монархи и церковь награждали маэстро [Илл.1]. Технику светописи - «прабабушку» современной фотографии - изобрел француз Луи Дагерр в 1841 году. Он снимал на медную пластинку, покрытую слоем йодистого серебра, с экспозицией в пределах одного часа. Отпечаток, получаемый в единственном экземпляре, назывался «дагерротип». Именно это слово было написано возле нижнего среза изображения. Автор книги, не объясняя причин, назвал эту иллюстрацию фальшивой фотографией. Методика светотипии вошла в обиход за год до смерти Паганини, когда скрипач был ослаблен болезнью. Мог ли маэстро простоять неподвижно в такой позе хотя бы полчаса перед съемочной камерой?
Я был читателем научно-популярного журнала, и вопрос доктора Дубинина не показался мне праздным. В русской периодике середины позапрошлого (XIX) столетия опубликовано более ста исследований, статей и обзоров о великом скрипаче, а еще больше анекдотов и небылиц. Собирателем и знатоком таких публикаций был Евгений Ищенко, руководивший кафедрой криминалистики в нашем городе. В его библиотеке не было книги Э. Нэйла, но о дагерротипе он знал. Тут же достал с полки изданную еще в царской России книгу о Паганини и открыл на заданной иллюстрации. Там стояла другая подпись: «Паганини берет четыре октавы». Ни слова о фальшивке. Знакомый педагог-скрипач, которму мы показали картинку, сказал, что не видит причин не доверять снимку и посоветовал обратить внимание на положение смычка и позицию пальцев на грифе, ибо эта взаимосвязь говорит специалисту о многом, даже способна указать на фрагмент исполняемой пьесы, завершенный столь энергичным движением смычка вверх.
Мы не нашли проницательного специалиста, зато отыскали портрет маэстро, приписываемый кисти Джорджа Паттена (Patten), о котором сам Паганини признался, что поражен своим сходством с этим портретом [Илл.2]. Сопоставление дагерротипа, созданного якобы в последнем году жизни маэстро, с портретом , написанным за десять лет до его смерти, убеждает, что человек со скрипкой действительно похож на Паганини, только у Дагерра он моложе. А это настораживает. Впрочем, невероятно растянутые пальцы на грифе - черта, присущая великому итальянцу. Современник Паганини немецкий скрипач и композитор Карл Гур (Guhr) утверждал, что маэстро обычно ставил большой палец левой руки в середине шейки скрипки и, свободно играя в первых трех позициях, «мог одновременно взять растяжения в три октавы». Другая характерная черта - вывернутый вправо локоть под скрипкой. Вопреки классическому канону, Паганини постоянно сохранял такое положение локтя, чтобы легко и свободно переходить от низких к высоким позициям. В этом заключалась основа его постановки, служившая секретом исполнения сложных пассажей.
Можно было бы довериться подписи в русской книге, но криминалист Ищенко, не спешивший полагаться на внешнее сходство, советовал сравнить стойку скрипача на дагерротипе с изображениями концертировавшего Паганини по зарисовкам современников. И совпадения кончились. На концерте в Берлине маэстро изображен с поднятым над головой смычком в позе, напоминающей стойку из книги Нэйла,
но в отличие от дагерротипа, где ноги расставлены на ширину плеч, в Берлине он опирался на левую ногу, выдвинув правую чуть в сторону и вперед [Илл.3] .
Французский художник Альбер Эдуар (Edouard), набросавший силуэт Паганини под впечатлением виртуозной игры на струне соль при порванных других струнах, отметил поднятый смычок и пальцы над декой у окончания грифа, но и тут скрипач опирался на левую ногу, тогда как правая, согнутая в колене, выдвинута вперед [Илл.4].
Специалист по методике скрипичной игры Зигфрид Эберхардт изображал в карандашных набросках концертную постановку Паганини, в которой он опирался на выпрямленную левую ногу, выставив вперед правую, согнутую в колене. Стало вполне ясно, что классическая стойка, предполагавшая равномерное распределение веса на обе ноги, для Паганини не характерна. Поскольку постановка скрипача, изображённого в книге Нэйла, противоречила стереотипу Никколо Паганини, то мы серьёзно усомнились, что с поднятым смычком изображен на дагерротипе якобы сам маэстро. Следом возникли и другие важные вопросы. Каким бразом один и тот же дагерротип оказался в издательствах на противоположных концах земного шара? Или иллюстрации выполнены с двух разных дагерротипов?
Криминалист изготовил с них прозрачные фотокопии, привел к одному масштабу и наложил одну на другую. Выявились нестыковки: силуэт одежды совпадал не по всему контуру, пальцы на трости смычка располагались неодинаково, угол, под которым поднят смычок, был различным. В русском издании кончик смычка обрезан, но в книге Нэйла виден весь, и его можно измерить. Выходило, что мы имеем дело с двумя дагерротипами на один сюжет. И если речь о Паганини, то умиравший маэстро позировал дважды.
Криминалист предложил сопоставить длину смычка с ростом скрипача на дегерротипе. Отношение длины смычка к росту музыканта на снимке математически подобно отношению размера подлинного смычка Паганини к росту его владельца. Известно, что доктор Беннати - личный врач великого итальянца - сообщал, что рост его равнялся 165-ти сантиметрам. Известны также размеры смычков, которыми пользовался Паганини в последние годы жизни. В его коллекции фернамбуковые смычки Франсуа Турта имели длину 70, 72 и 75 см.
Оставалось решить арифметическую задачку из курса неполной средней школы. Длина смычка на журнальной иллюстрации - 41 мм, рост скрипача - 101 мм. Рост Паганини - 165 см. Требовалось найти длину натурального смычка, использованного при съемке дагерротипа. Решив эту пропорцию, выяснили, что смычок в студии Дагерра был короче смычков, принадлежавших маэстро.
Затем, последовательно подставляя значения длины подлинных смычков Пагании, вычислили рост позирующей модели. При каждом из смычков он колебался от 173 до 180 см. Итак, если на дагерротипе Паганини, то в его руке чужой смычок. Нелепо предполагать, что маэстро мог сниматься с чужим инструментом или во фраке с чужого плеча. А если в руке скрипача один из подлинных смычков, то позировал подставной Паганини. Зарубежный автор оказался прав, подписав иллюстрацию «Фальшивая фотография».
Оставалось понять причину появления снимков. Луи Дагерр умер через 9 лет после смерти маэстро. В тот единственный год, когда он мог бы сделать свой снимок при живом Паганини, парижская газета “Le Moniteur Universel” сообщала: «От Паганини осталась одна тень. Он потерял голос и объясняется лишь огненными глазами и угловатыми жестами». Состояние скрипача подтверждает, что у него не было сил выдержать продолжительную фотоэкспозицию в студии Дагерра. Для чего же потребовалась мистификация? Скорей всего, для рекламы - «двигателя торговли». Европа не впервые пользовалась образом гения с этой целью. Кондитерские магазины выставляли в витринах растиражированные бюсты Паганини из леденцов и марципана. Владельцы кафе и ресторанов стелили на столы скатерти с изображением скрипача. Ремесленники вырезали его демонический профиль на рукоятях тростей, на курительных трубках и на табакерках. Ювелиры создавали украшения с его портретом в россыпи бриллиантов и в паутине золотой скани. Это хорошо продавалось. Не случайно на срезе картинки в обоих случаях было впечатано слово «дагерротип». Повторение способствовало запоминанию непривычного, но солидно звучавшего термина. Нам встретились два таких дагерротипа, а сколько их было сделано на самом деле - остается загадкой. Реклама нового способа портретирования и аппаратуры, с помощью которой можно делать достоверные снимки, привлекала заказчиков и служила пропаганде изобретения. Что же касается риторического вопроса, заданого доктором наук на страницах популярного журнала, то отрицательный ответ на него теперь очевиден: это был дагерротип с подставным Паганини.
источник ===================
ещё одна заметка из инета про этот снимок Паганини
понравилось, что здесь есть цитата из статьи 1901 года
Дагеротип Никколо Паганини
(от 30 августа 2019)
Загадочный дагеротип Никколо Паганини спустя 60 лет после его смерти был обнаружен в Италии. Новость о находке единственного прижизненного снимка великого скрипача быстро распространилась и встретила бурную реакцию публики. В газетах писали о том, как восхитительна эта находка и как существенно она отличается от всех его прижизненных портретов и рисунков.
«СТРАННОЕ открытие! Наконец-то, спустя шестьдесят лет после его смерти, у нас есть достоверное изображение величайшего скрипача, которого когда-либо видел этот мир - Никколо Паганини. […] Это - фотография старого дагеротипа Паганини, недавно найденного в Турине, в Италии, именно поэтому сходство настолько точное. Собственно, это единственное подлинное изображение Паганини в мире. Оно существенно отличается от всех живописных [портретов] и рисунков великого скрипача.
Какое же это поразительное изображение! Вот он стоит, готовый начать, его кисть вытянута, прижимая четвертую [струну] Ми, его смычок высоко над его головой, готовый упасть на струны, все именно так, как его часто описывали очевидцы. Наверное, фото показывает его в момент тактирования, как он часто делал, когда оркестр играл вступление; ведь если бы он был запечатлен в момент начала игры, конечно, он не держал бы так большой палец на смычке, как здесь»..
The Musical Courier (статья от 22 января 1901 г.)
На самом деле дагеротипный фотопроцесс стал использоваться с 1839, к этому времени Паганини уже был тяжело болен, а в 1840 - скончался. Желание обладать фотографическим портретом гениального музыканта, который мог бы дать точное понимание о его «подлинном» образе, оказалось сильнее любых рациональных доводов. Сейчас фотопортрет Паганини является одной из самых известных подделок в истории. Исследовательница творчества Паганини Джеральдина де Курси отметила, что на дагеротипе изображены скорее «руки мясника», а не скрипача.
Автором портрета оказался скрипичный мастер Джузеппе Фиорини, который вместе с неизвестным фотографом создал подделку, а после оформил свои права на изображение и продал его коллекционеру.
В этой истории, пожалуй, наиболее интересна роль самого снимка. В начале XX столетия только фотография считалась истинным «слепком» реальности и по выражению Сьюзан Сонтаг, «предоставляла свидетельство». Сейчас, за счет развития технологий, отношение к фотографии сильно изменилось, и общество относится недоверчиво к любым изображениям и даже видео.
источник