Сахалин и Южные Курилы, август 2024, часть 3: туманный Кунашир и не менее туманный Шикотан

Sep 10, 2024 22:30

12 августа. Всю ночь шел дождь, утром был туман и морось. На вулкан Менделеева к фумаролам решили не ехать, поскольку туда ведет тропа в зарослях бамбучника, т.е. после дождя будешь весь мокрый и по тропе будут течь потоки грязи. Поэтому с утра поехали на океанский берег со скалой Чёртов палец - это торчащий в море одиночный кекур. На берегу лежат коровы. Прошлись по пляжу сначала в одну сторону, потому в другую. Из-за мороси я даже камеру не доставала, снимала телефоном морскую капусту, разные выброшенные морем артефакты, чаячьи перья, разводы песка и прочие штуки. В принципе, неплохо прогулялись.

Заехали в визит-центр заповедника, встретили там Машу, накупили сувениров, попрощались с Машей, она славная. Очередная часть кита у визит-центра:

Думали, ехать ли в гостишку обедать (нам опять привезли ланч-боксы), но решили сначала съездить к Лагунному озеру. Озеро пресноводное, говорят, в нем хорошо прогревается вода и народ любит купаться. На берегу никого не было в такую погоду, но, пока мы доехали до берега моря (это на Охотской стороне), немного развиднелось, показались проблески солнца. Пока мы гуляли, то выглядывало солнце, то опять начинало моросить. Мы залезли на гору и фотали виды на гору Собачка (похожа на лежащую мордой в море собаку) и скалы внизу с колонией бакланов. Очень живописно.

Слева на заднем плане гора Собачка, на переднем плане Карина:

Колония бакланов:

С горы мы увидели двух животных коричневого цвета с довольно длинными ногами, бегавших в высокой траве. Вспомнив рассказ Маши о том, что здешние медведи отличаются длинными ногами, мы решили, что это медведи, но нет - при внимательном рассмотрении животные оказались собаками.

Симпатичный жучок (возможно, бронзовка):

Спустились на пляж, где наши дамы устроили купание в голом виде, т.к. купальников никто не взял.

На обратном пути на берегу озера мы увидели японского журавля, и Наташе Че удалось, быстро перецепив телевик, его поснимать.

Потом на лесной дороге встретили лисёнка. Он спрятался при виде машин в кусты, но Ира Б. вышла из машины и положила на дорогу два куска хлеба. Лисёнок подождал-подождал, вылез, забрал один кусок, убежал в кусты, а потом пришел за вторым. Такой смешной! Мокрый весь, длинноногий. Наташа Че поснимала его и поделилась парочкой фото.

image You can watch this video on www.livejournal.com

Проезжали мимо воинской части, спросили водителя, кто тут служит. Он сказал, что танкисты, и тут же мы увидели учебный полигон. Сказал, что тут были в основном контрактники, но из 1000 человек 700 забрали на войну. Прислали срочников, чтобы как-то закрывать дыры в личном составе. К слову, проезжая мимо здешних кладбищ, всякий раз мы видели свежие могилы с российскими флагами. Комментарии напрашиваются, но они запрещены :((

Также проезжали лес с ёлками, обросшими лишайником. В тумане деревья выглядели таинственно и зловеще. Фото Иры Б.

Вернулись в гостишку, поели, сходили в соседнюю гостиницу «Айсберг», где продавались японские стеклянные шары-поплавки и красивые футболки.

Следующее фото сделано мною уже дома - кот интересуется поплавком:

Проводили на плашкоут до Шикотана Наташу, Свету и Карину. Ксюша поехала с ними, чтобы разобраться с погранпропуском (по идее, пропуск один, действует только для всей группы, которая не должна разделяться, сегодня на Чёртовом пальце у нас проверяли пропуск и паспорта). В итоге она отдала пропуск уезжающим с условием, что они приедут нас встречать и принесут оный.

После обедоужина часть народа поехала на термальный курорт «Кунашир Резорт & Спа», а меня заломало, я сидела в номере, смотрела видосы, купила китайского пива и чего-то из еды в магазине и пыталась доесть запасы. На третий день наши сырые гребешки уже было стремновато есть, и хозяйка гостиницы Анжелика сделала нам из них салат с луком и специями. Анжелика немного странненькая, но в целом хорошая. Готовит очень вкусно. Сама она родом из Дагестана, муж чеченец, в гостинице им помогают взрослые дочери, а еще они строят гостевой дом в Дербенте. Может, когда-нибудь судьба нас снова сведёт.

13 августа. Рано утром в 7 мы приехали в порт (не тот, куда приходит паром, а другой, в Крабозаводском - втором из двух больших посёлков на острове). Наше судно - плашкоут "Дружба":

Когда придет мой пароход,
Который голубой весь, не иначе,
А на борту написано: "Удача",
А на корме написано: "Ребята, полный ход"!

Оформили билеты, прошли досмотр и стартовали на полчаса раньше, т.к. все 12 мест были нашими.

Завтраки нам хозяйка гостиницы выдала в ланч-боксах, и мы после старта их съели. Шесть человек доплатили за спальные места в нижней части судна, а остальные разлеглись на лавках в сидячем отсеке и дрыхли практически всю дорогу (4 часа).

Тем временем с Наташей Че приключилась следующая история. При высадке на Шикотан она каким-то образом потеряла телефон. Его нашел в порту человек, который отсканировал QR-код на наклейке на телефоне, ведущий на телеграм-чат «Экспедиции Че». Товарищ присоединился к каналу и написал первому попавшемуся участнику, бывшему в сети - им оказалась Света oushminalda. В итоге через неё и других участников до Наташи дошла инфа, что телефон надо забрать на проходной в порту. Спасибо этому хорошему человеку!

Ксюша предупредила, что мы прибудем на полчаса раньше, но у местных гидов вышла заминка с машинами, и в порт с пропуском Наташа Че опоздала. Мы стояли на палубе плашкоута под бдительным оком пограничников и не могли сойти на берег, на котором уже скопились обратные пассажиры. Наконец Наташа появилась и всех спасла.

Нас погрузили в 4 древних внедорожника - Прадик, второй Паджерик, Исузу (про него девочка-водитель сказала, что он 1991 года издания) и Сурф - и отвезли в хостел у причала в Малокурильском. Мы закинули туда вещи и поехали кататься по острову. Погода была такая же, как вчера на Кунашире - морось и туман с соответствующей видимостью. Тем не менее, наши гиды стоически возили нас по всем must see шикотанским точкам: старое японское кладбище, бухта Димитрова, Маячная бухта, самоё маяк (охраняется вояками), бухточка, где обычно лежат антуры (но мы никого не увидели), мыс Край света и так далее.

На японском кладбище похоронены члены жившей здесь до 1945 года японской семьи. Некоторые объекты современные, японские родственники, видимо, приезжали, пока была такая возможность.

Паутина в каплях воды на ёлочке (фото Иры Б.):

Морская капуста в бухте Димитрова:

Ульяна бегает за чайками в бухте Маячная (фото Иры Б.):

Видовые точки выглядели примерно таким образом:

Гиды показывали нам в телефоне красивые фото, сделанные в солнечную погоду, "как тут должно было быть" :((

Бухточка с антурами без антуров:

Смотровая площадка с позвонком кита:

Посетили маяк Шпанберга (японский, как и здания около него). Зашли на территорию, там сидела другая группа туристов и общалась с каким-то суровым мужчиной в камуфляже, который нашей группе сказал, что никуда нас не пустит, а потом подошел наш главный гид Антон и договорился. Фотать нам запретили :((

На Край света пришлось лезть вверх по скале с помощью веревки. За обрывом не было видно (как и везде) ничего, и казалось, что это действительно край света и за ним Ничто.

Вообще Край света выглядит примерно так (фото из интернета):

Наши машинки в тумане:

За рулём престарелых джипов были: глава группы гидов Антон, его брат Рома, совсем молодой парнишка 21 года, девушка Ромы Юля - тоже очень молодая, она водила в целом хорошо, но иногда не справлялась на бездорожье, и Рома прибегал ей помогать. В лесу дороги узкие, по краям свешиваются ветки, так что они здорово хлещут по кузову, попадаются глубокие лужи, но в целом земля каменистая, твердая, глубоких колей нет. Один раз мы проехали немного по руслу речки. На открытой местности грунтовки местами грязные, есть скользкие горки, недалеко от мыса Край света в ложбинке были накиданы доски и бревна в качестве гати. Туда мы проехали нормально, а на обратном пути засадили Прадик. Стали его вытаскивать Сурфом за корму, вытащили, он уже стоял на твёрдом и внезапно зачем-то сдал резко назад, въехав в морду Сурфа. Погнул бампер вместе с номером и разбил свой задний фонарь. Рядом с гатью имелся объезд с крутым скользким выездом, и форсировать его тоже сразу не получилось. В итоге все, кто мог, объехали, всех, кого надо, выдернули и жизнь наладилась. Небольшое внедорожное приключение в тумане. Ребятам бы нормальную динамическую стропу завести и тросогаситель, а то неровен час, отвалится проушина у древнего ведра и больших неприятностей может наделать. Были прецеденты, увы.

Три машины вернулись в бухту Маячная, где была оставлена Юля с сапами - перед поездкой некоторые участники изъявили желание покататься. Мы подумали, что уже поздно и темнеет, поэтому плавание не состоится, но не таковы были наши гиды, приготовившие гидрокостюмы, а также Соня, которая сказала: «Ну что, давайте переодеваться уже!» Желающие переоделись, им объяснили технику, и вот сапы устремились в туман и темноту. На берегу поставили машины, чтобы светить фарами.

Поплавали полчасика и двинулись в город в полной темноте. Оказалось, что у Сурфа фары не работали еще до аварии, так что каким образом он ехал - осталось загадкой. Рома - ас :))

Нас высадили у хостела в двенадцатом часу, магазины были закрыты, однако у нас имелась копченая нерка и еще какая-то рыба, хлеб, чай и прочее, А позже пришёл Антон и намутил нам крабов и алкоголя. Голодным вроде никто не остался, а я так даже крабов есть не смогла, выдала коллегам свой ценный девайс и пошла спать (коллеги сказали: «Ну как же, Света, надо себя заставлять!» - но я не купилась).

Когда мы выезжали, в Малокурильском светило солнце, поэтому многие оделись в шорты и сандалии. Я взяла плащ и поехала в кроссовках, но потом, лазая по мокрой траве, пожалела, что не надела высокие ботинки. Кроссовки не то чтобы промокли насквозь, но влага чувствовалась. Вечером мы поставили мокрую обувь сушиться в специальную комнату при входе в хостел, я засунула в кроссовки электросушилки, но ничего за ночь не высохло, досушивала потом на пароме.

Кино про Шикотан:

image You can watch this video on www.livejournal.com

14 августа. Спали вчетвером в комнате с закрытым окном и безо всякой вентиляции (адов ад). С утра договорились, что гиды свозят нас на разлом - след землетрясения 1994 года. Приехали Рома и Юля, повезли первую партию желающих. Посреди недлинной дороги Юля застряла - не смогла въехать в крутую скользкую горку, ее машину выдернул Рома и повез нас двумя партиями по 4 человека на разлом. Потом возвращался в хостел за остальными, а потом Сурф сдох окончательно - у него умерла рулевая рейка, и пришлось брать вчерашнюю Исузу. К 11 прокатили всех, кто хотел. На берегу океана было даже солнышко какое-то время, мы кидали с берега монетки и загадывали желания. На сам разлом пришлось подниматься в другую горку, т.к. с берега он виден только издалека и немного. Ну, прикольно, в общем.

Виды на океан (на первом фото на гребне горы слева виден разлом):

Собственно разлом:

Две Наташи для масштаба:

Вернулись на базу, попили кофе в модном кафе с модным японским туалетом, собрали вещи. У 7 человек были выписаны билеты, и они отправились на паром. С остальными вышли заминка, мы долго торчали с чемоданами у хостела напротив входа на причал, потом пришла Ксюша и сказала, что с билетами не получается и придётся остаться здесь до завтра (в лучшем случае). Мы приуныли, но тут ей позвонили и велели бежать к парому бегом. Мы схватили вещи и помчались. За нами пришли еще трое молодых людей с рюкзаками и рассказали нам, что у них были билеты на плашкоут, однако внезапно явилась группа и перекупила весь рейс, оставив ребят с носом. Мы стояли у трапа, нервничали, переговаривались с погранцами (это была вчерашняя смена, они нас вспомнили: «а, опять у вас группа разделилась!»), махали нашим счастливчикам, стоявшим на палубе. Наконец вышел человек в форме и забрал паспорта у нас и троих ребят. Снова ожидание под объявления «Швартовой команде приготовиться», и вот наконец, нас пропускают на борт и селят в разные каюты по одному. Ну что же, главное - мы на пароме, значит, всё идет по плану. Как потом объяснила Ксюша, ей не удалось купить на всех билеты сразу, они очень быстро закончились, и Антон пообещал помочь. Сначала у него не получалось, а потом открылись какие-то резервы.

На «Адмирале Невельском» каюты поменьше, чем на «Фахрутдинове», и чемоданы велели сдать в камеру хранения. В моей каюте уже ехал молодой человек, а два места были свободны, в Южно-Курильске кто-то сядет. Обычно на подсадку можно вписаться без особых проблем, но в ЮК несколько дней не летали самолеты, поэтому скопилось адское количество желающих уехать. В Корсакове будем завтра в 20.00.

Вечером пришли в Южно-Курильск. Сначала высадили пассажиров, потом мы долго стояли на палубе и смотрели, как из трюма выгружают контейнеры на пирс, а потом приезжает прикольный погрузчик, хватает контейнер за верх, задирает высоко и увозит. После разгрузки стали запускать новых пассажиров. В мою каюту зашли еще два мужика. Блин. Я сразу представила себе, как они будут храпеть ночью втроем. К счастью, на четвертое место к Наташе, Ире и Максу сел парень, и мы произвели обмен. Теперь я с нашими. В 22 часа паром вышел в море, и где-то около 23 мы улеглись спать, выпив драмины на предмет качки в открытом море.

15 августа. Продрыхли почти до 10 часов, на завтрак не успели (потом коллеги рассказали, что в столовой особо ничего не было, кроме вареных яиц, хлеба и колбасы - здесь с питанием похуже, чем на «Фахрутдинове»). Позавтракали из своих запасов. По очереди варили кофе а моей электротурке. Сидели, болтали, я разбирала фото и писала отчёт. В каюте есть телевизор (о ужас), кое-как уговорила народ на какую-нибудь нейтральную передачу про животных, а то новости слушать с ума сойдешь, у меня аллергия на враньё.

Заходили на Сахалин с юга и по правому борту можно было видеть маяк Анива. Я всё прозевала, а наши видели. Красавец! Фото Наташи Че:

Выгрузились в порту Корсаков (ударение на втором слоге) и поехали в Южно-Сахалинск селиться в гостиницы. Часть народа - в щщикарный «Paradise», а остальные - через дорогу в «Юность». Номера были какие-то странненькие, четырехместные формата «двое взрослых и дети», но на одну ночь примерно все равно. К тому же в душе плохо уходила вода, и пришлось попросить на стойке ключ от другого номера и в нём помыться.