Русский Северо-Запад-2013, часть 1: от Москвы до Сортавалы

Jul 29, 2013 21:05

Ну что же, рано или поздно надо начинать рассказ о нашей, скажем так, не самой удачной поездке, совершенной 13-26 июля сего года по маршруту (километраж нарастающим итогом):

Москва - "Радуга" (880) - Сортавала (1220) - Рускеала (1260) - Лахденпохья (1330) - Приозерск (1425) - Выборг (1550) - Шлиссельбург (1820) - СПб (1890) - Ивангород - Псков (2390) - Изборск - Печоры - Пушкинские горы - Великие Луки (3075) - Торопец (3175) - Ржев (3375) -Старица - Москва деревня Кореничено (3415) (далее на такси)

Не самой удачной поездка была в смысле погоды - мы набрали кучу легких светлых одежд и две недели проходили в джинсах, флисках и куртках - ну и в смысле того, что не все участники смогли совместить место финиша с местом старта...

13 июля. Из-за пропащего Ксюшиного чемодана выезд состоялся на сутки позже запланированного. Так как в первый день предполагался переход почти в 900 км и это была суббота, мы встали в 3 часа и выехали в 4.20. Я, как могла, пыталась заснять стелющийся в низинках туман - вот единственная сколько-нибудь удачная попытка:

Moscow never sleeps - на Ленинградке близ Шереметьево толпилась пробка. По указаниям нафигатора объехали ее через дорогу на аэропорт. В Клину отъели мак-завтрак. Когда стояли в очереди в мак-авто, мимо проехал зеленый джип в наклейках с собаками. Также в городе видели длинную серебристую Ниву с полным верхним багажником походных шмоток. Этих товарищей мы еще встретим.
Видели машинку, в которой под задним стеклом бродили 3 кошки - вылизывались, шастали туда-сюда. Невозмутимая блондинка рулила, видимо, на дачу.

Не доезжая 15 км до Верхнего Волочка, внезапно кончился бензин. Его изрядно вылилось накануне после заправки до полного бака и последовавшего за этим бензинового фонтана. Голосовали минут 15, уж хотели идти с емкостью до заправки (на карте оная показывала ее километрах в полуторах), когда остановился фургончик и дотащил нас. После заправки я села за руль. В Сволочке нам был предложен хитроумный объезд пробки дворами и огородами. Местами дороги - пыльные грунтовки с ямами, но кое-где есть даже асфальт! На проезд города потратили минут 40 (greenden накануне потерял 1,5 часа).

Я проехала километров 300, до Чудово, где мы пообедали в какой-то стремной придорожной кафешке (к счастью, обошлось без жертв). Дальше сел Кира. За Чудово свернули на Кириши - Волхов и на этой трассе встретили два джипа, один из которых оказался тем самым с собаками.
В 17 ч приехали в Старую Ладогу. Решили посмотреть Староладожскую крепость. Возле крепости обнаружились знакомые 2 джипа, а чуть позже нарисовалась и серебристая Нива. Большая деревня, ей-богу.

Крепость совсем маленькая, сохранилась часть южной стены и две башни:

Внутри деревянный домик и церковь св. Георгия XII века:

На остатках стены художники рисуют картины:

Сходили в музейчик - он расположен в квадратной башне:

Первое укрепление на этом месте построил Рюрик в 862 году. А на рубеже IX-X веков во время правления Вещего Олега была построена уже каменная крепость. Вот как она выглядела:

Напротив крепости - пасторальная картина:

На мурманской трассе заправились. Только отъехали - нас догоняет машина и добрые люди сообщают, что у нас крышка от бензобака упала - мы его закрыть забыли. Развернулись, подобрали.
За поворотом на Оять оказалась извилистая, но вполне приличная дорога с разметкой. 35 км до поворота на Яровщину, и мы сворачиваем в лес. По дороге встретили голосующую парочку, вписали к себе их рюкзаки. Дэн встретил нас на автостоянке. Доехали до лагеря, выгрузили шмотки и отогнали машину обратно. Было 8 часов вечера. Итого почти 880 км мы преодолели за 14 часов. Ура!

Поставили палаточку. Чудесный сосновый лес, под ногами мох и лишайники и - о чудо! - совсем нет комаров!!! О, карельская природа! Я так все это люблю!

Мы даже успели на вечерний пау-вау. После чего начали праздновать день рождения katyatina до глубокой ночи. Налепили пирожков с сухофруктами, наелись других вкусняшек.
Мы с Ксю на каком-то этапе отползли спать и, временами просыпаясь, я слышала, как Кириллов у костра выносит народу мозг. Он остался там последним, и я, вылезши из палатки и клацая зубами от холода, затащила его спать.

14 июля. Прекрасная солнечная погода. Купались, плющились на стоянке, ходили в гости в Пацифичке - они привезли с собой котика Петю. Петя - котик с человеческим лицом, и в глазах у него - печаль всего кошачьего народа...

Дэн съездил на станцию и привез liy-sanna с Иришкой. Вечером у костра Лия рассказывала, как она начала ездить на Радугу. Я была немало удивлена, узнав, что первоначально Радуга была местом общения представителей разных религий, от буддистов и кришнаитов до «космических бабушек» - поклонниц Рериха. А потом как-то случилось так, что приехало очень много хиппи, они привезли кучу травы и грибов, всех склоняли к употреблению оных… и с тех пор Радуга стала неким хипповским мероприятием. Рассказала про разгон европейской Радуги на Мшинской… ну и еще много чего.

15 июля. По утро начался внезапный дождь. Мы с Дэном повылезали, попрятали все, что могли, под дождевики и тент, который так и не собрались повесить, и уползли обратно спать. Дрыхли под дождем, пока не проснулся Егорка. Превозмогли себя и натянули тент. Немного прибрались, тут и дождик кончился.

Во время обеда на стоянку забрела барышня в длинной юбке и очках, с двумя детьми. Феерическая дура - приехала с детьми в лес без еды и даже без мисок. Мы накормили страждущих супом, после чего барышня (представилась как Женя, она же Галадриэль или что-то в этом роде, мы прозвали ее Электродрель) ненавязчиво оставила у нас старшую дочку Тамару и с младшим куда-то побрела. Тамара тусовалась у нас до вечера. Мы с Лией и детьми сходили искупаться, пропустив таким образом пау-вау. До вечера ничего толком не делали, плющились на стоянке, замутили из кукурузного крахмала неньютоновскую жидкость и по очереди об нее наслаждались.

Насекомые и их знакомые:

Каждый нашел себе дело по душе:

И общий вид:

Феерическая Женя приходила, поставила невдалеке палатку (видимо, поближе к источнику еды), ушла с детьми, потом пришла под дождем одна и сказала: «У меня тут дети потерялись, они случайно не у вас в палатках?» А когда уже наступила глубокая ночь, лежа в спальниках, мы услышали, как Серега привел бедную Тамару, ходит с ней вокруг стоянки и велит ей позвать маму (видимо, ребенок в потемках не мог сообразить, где его палатка). Мама откликнулась со словами «у меня тут Юрик спит» - то есть ее на момент укладывания Юрика совершенно не волновало, где в такой час шастает дочь шести лет. На следующий день она упомянула, что дети с ней вообще-то в городе не живут, а миски она забыла, потому что уезжали они в страшной спешке. А еды не взяла потому, что рассчитывала на чернику (sic!) - типа, в одном походе она целый месяц питалась одной черникой на завтрак, обед и ужин. На вопрос, а как же дети, ответила, что, когда она общалась с ними последний раз, они ели в несколько раз меньше, и она не думала, что их надо как-то серьезно кормить. В-общем, загадочная барышня, детишек только жалко.
Вечером устроили чапати-пати - мы с Ксю лепили, а Катя жарила лепешки.

16 июля. Утром семейство Леурдо уехало в Лодейное поле за продуктами и посмотреть почту (из лесу выйти в интернет не удалось). Лия хотела собирать чернику (вблизи лагеря хиппи все уже объели), а Ксю хотела попрактиковаться в вождении машины по лесу. Решили совместить - поехали на машине за черникой. Кира пригнал машину к стоянке, Ксюша провезла нас километра три по лесной дороге, мы увидели перспективную ложбинку и действительно обнаружили в ней чернику. Собрали, потом нашли черничник на другой стороне дороги. Потом нам надоело собирать, мы объявили гештальт закрытым, еще немного покатались и поехали обратно. Дома намутили черники с сахаром. Сварили супчик, а поскольку в поедании участвовали сугубо не-вегетарианцы, сдобрили его тушенкой (на грани готовности еды невзначай появилась Электродрель со своим выводком и даже внесла в общий котел единственную имевшуюся у нее банку тушенки).

На дневном пау-вау был объявлен семинар по традициям Радуги. Мы с Лией решили послушать. Желающих набралось человек 7. Лия начала тоном репортера задавать ведущему разные вопросы, например: «А скажите, пожалуйста, почему на флаге Радуги 6 цветов? Не является ли это пропагандой гомосексуализма?» и тому подобное. Вразумительного ответа не последовало. Потом пошел очередной дождь и народ рассосался.

Вечером ходили в гости к Пацифике - они обустроили свой типи, в нем стало уютненько.

Ближе к ночи устроили отвальную - сварили глинтвейна (заодно сделали из пакета от вина новый умывальник взамен проимевшегося). Легли спать около 2-х часов ночи.

17 июля. Встали в 8 утра. К 10 собрались и выехали. До трассы нас довезла Ксюшечка. Через Лодейное поле и Олонец поехали в сторону Сортавалы.

После Олонца, когда дорога шли почти по берегу Ладожского озера, нашли свертку и остановились на берегу попить кофе. Озеро шумело, как море:

Только сварили кофе, как пошел дождь, и мы, похватав кружки и бутерброды, заныкались в машине. Под дождем ехали до Питкяранты по аццкой трассе с кучей поворотов, узкой из-за нависающих деревьев. В Питкяранте пообедали в кафе «Избушка» - вполне прилично.

Далее ставилась задача посмотреть на остатки линии Маннергейма и водопад Юканкоски. Я поставила на карте метки и увидела, что эти точки совсем рядом и к водопаду можно подъехать по той же дороге, что была указана в описании, но с другой стороны. До линии Маннергейма доехали без проблем, но как раз на подъезде началась очередная порция дождя, и я выскочила лишь сделать пару фоток:

С водопадом получилось сложнее. Мы подъехали по грунтовке насколько возможно близко, и водопад по координатам находился от нас слева в трехстах метрах, но никакой тропинки, дорожки и т.п. не наблюдалось. Кира и Ксю сходили на разведку (при опять начавшемся сильнейшем ливне), но вернулись ни с чем - река где-то внизу в ущелье и подойти близко нельзя. Тогда мы стали искать проезд к другому берегу, который даже на карте был показан, но в реальности дороги не нашлось - они все ходили кругами и образовывали петли. Плюнув, мы уехали. Мораль - следуйте описанию, а не выдумывайте альтернатив.

Изначально предполагалось сегодня доехать до Рускеала и заночевать где-нибудь поблизости на озере, но погоды не располагали, поэтому я позвонила в гостиницу в Сортавале и намутила трехместный номер в гостинице "Скандинавия" за 2700 рэ (плюс 100 р за стоянку для машины). Покрутились по городу в поисках, нашли наконец гостиницу (навигатор ввел нас в заблуждение), заселились. Номер узкий и тесный, едва умещаются кровати, стол, шкаф. Ни холодильника, ни чайника.
Немного прошлись по центральной улице Карельской, пофоткали очень живописные дома.

Каменное здание в неоготическом стиле - типография (1914 г.):

Церковь св. Николая Чудотворца, очень симпатичная:

А это вообще уникальный дом:

Дом акционерного общества "Юхтион Раута" по торговле металлами и строительными материалами был построен в конце XIX в. Уно Уллбергом в стиле модерна с элементами неоклассицизма и неоготики. Молоток и топор над окнами первого этажа отражают специфику деятельности акционерного общества.

Почта - творение того же архитектора, построено в 1913 году для "Объединенного банка северных стран":

Пожарная часть - одна из самых старых деревянных построек в городе, 1888 года:

Тут, должно быть, гнездится радяньска власть - в прошлом это был дом купца Сийтонена (1907 г.):

Затарились продуктами и пошли ужинать и спать. Погода мрачная и перспективы под дождем исследовать Рускеалу завтра тоже неважные.

Но назавтра все оказалось веселее... Читайте в следующих выпусках!

Часть 2

походы и поездки, Карелия, фото, автомобильное