Mar 21, 2021 18:22
Если максимально обобщить жизненные пути людей, то можно выделить две базовые стратегии, которые используем мы, когда пытаемся дать ответ на вызовы жизни: это встреча или избегание. Мы или встречаемся с этими вызовами - страхом смерти, отвержения, стыда, вины и еще легионом других переживаний, или же свое существование подчиняем тому, чтобы избежать этого. Хороший для меня вариант - вовсе не бесконечная "встреча" (так и с ума сойти несложно), а возможность выбора, внутреннего разрешения себе же - вот здесь я иду навстречу, принимая то, что выпадает на мою долю, а тут - уклоняюсь, прячусь, сжимаюсь (эмоционально и физически) - чтобы бросаемый вызов пролетел мимо, попал не в меня или вовсе плюхнулся бы в никуда. Рано или поздно все равно придется выпрямиться и взглянуть в лицо собственному страху, если он встал передо мной и тем, к чему я стремлюсь - но хорошо, когда есть выбор - сейчас или позже.
Другое дело, что нередко этого выбора нет, и доминирующим способом жить становится избегание - без варианта "отложить, собраться с силами и ответить" - а только как "затаиться, сжаться, подавить, отвлечься, задержать дыхание - в надежде, что само пройдет". Собственно говоря, значительное количество того, что называют "психологическими защитами" или "способами прерывания контакта" - это разные формы избегания (а способ "встречи" - только один). Мы уклоняемся от невыносимого напряжения, которое возникает при приближении к тому, с чем мы, как кажется, не справимся - разрушимся душевно или физически. И нас не станет. Токсичный стыд, давящая вина, ужас отвержения, одиночества и смерти. Чужие примеры не убеждают. Ну и что, что тебя отвергали много раз женщины, и ничего, ты нашел в конце концов "ту самую" - это ты справился, а я нет, не смогу...
Мы избегаем не самих возможных неудач. Сами по себе факты нашей жизни в большинстве своем не угрожают жизни. Мы избегаем переживаний, которые могут возникнуть, если что-то не получится или наоборот, если мы получим желаемое (а это частый вариант - когда одновременно жаждешь и страшишься). И тогда рождается такая конструкция: я попытаюсь, но только когда будет гарантия, что я не буду испытывать то страшное переживание, с которым боюсь встретиться. Напишу книгу или выступлю публично, только если гарантированно это будет гениальный перфоманс (помогающий избежать ужасного стыда); возьму на себя обязательства, только если гарантированно достигну успеха (потому что не в состоянии справиться с виной); буду пытаться знакомиться только с теми женщинами/мужчинами, которые, как мне кажется, не отвергнут... Часто самым недоступным или подавляемым из всех чувств является горе - а ведь именно оно и помогает нам отпускать, прощаться, отказываться. Ведь за "я не могу решиться" может прятаться"я не готов плакать, если у меня что-то не получится". Путь к новому часто лежит через слезы утрат и неудач.
Простые призывы "встань и иди, с этого момента ты гордо встречаешь все невзгоды" не работали и не будут работать никогда. За избеганием прячется опыт неудачи, который не удалось пережить и обнаружить, что жизнь-то продолжается. Нам на личном опыте знакомы сильный стыд, вина, ужас. А не удалось пережить отчасти потому, что оказываешься в страшном одиночестве - или снаружи не оказалось мудрого и спокойного взрослого, который поддерживает тебя в момент утрат или неудач (вместо унижения или запугивания), или внутри не осталось "хорошего объекта" - своего рода внутреннего, доброжелательного голоса, который знает - чувства не убивают. А значит - ты можешь пережить, продышать их... Вот и приходится иногда долго работать с тем, чтобы создать в себе эту способность - быть внутри и рядом с собой же. В конце концов, что такое "собраться с духом" и сделать, если не обретение готовности пережить любые чувства, которые поджидают на том конце действия? Будь то радость или грусть. Именно это освобождает.
психология