Ложь и фантазия

Oct 28, 2011 09:49

Оригинал взят у julug в Ложь и фантазия
 Моя статья для журнала Нарния: Служение детям №3 (27) - 2010

Ложь и фантазия
Мир маленького ребенка полон удивительных событий, в которых реальность всегда сплетается с выдумкой. Подобно древним людям, дети наделяют неодушевленные предметы способностью говорить и действовать, придумывают мифические объяснения всему неизвестному, непонятному. Как удивительный подарок нужно воспринимать то, что ребенок иногда делится своими сведениями об этой недоступной взрослому взгляду жизни, ценный подарок для всех, кто вырос и навсегда покинул мир детства. Поэтому не стоит отмахиваться от детских фантазий, считая их пустяками, недопустимо ломать сказку разъяснениями о правде и лжи.

Родителям бывает трудно понять, что малыш не выдумывает мир и события с какими-то целями, а просто живет в этом другом мире, где-то связанном с нашей взрослой реальностью, а где-то выстроенном по другим законам и заполненном своими персонажами. Поэтому не стоит искать в детских фантазиях обязательной правды, но нужно осознавать, что только через них можно понять и самого ребенка.

Это важно еще и потому, что в выдуманном мире много опасного и ужасного. И часто рассказы ребенка - это крик о помощи. Родители не смогут сражаться с чудовищами и защитить малыша, если сами не будут в них немного верить. Насмешки: “Большой мальчик, а боится темноты” и разумные доводы “Посмотри, там никого нет” на чудовищ не действуют. А ребенок, столкнувшийся с недоверием и несерьезным отношением самых близких людей, остается один на один со своими страхами. Сражаться с чудовищами нужно средствами их призрачного мира. Здесь подойдут и волшебный, разгоняющий тьму, фонарик, и амулет, и таинственное заклинание. Иногда ребенку достаточно ощутить поддержку и сочувствие взрослых, чтобы самому стать победителем.

После пяти лет дети начинают осознанно управлять своими фантазиями. Но еще долго выдуманный мир вырывается из под контроля и вмешивается в их жизнь иррациональными страхами и сказочными происшествиями. Именно в этом возрасте появляется первая детская ложь. Ее появление изумляет и огорчает родителей, но нужно понимать, что на данном этапе ложь - показатель успешного развития ребенка. И она так же неизбежна, как негативизм и самостоятельность трехлеток. Но умение говорить неправду ребенок обретает в тот же период, когда начинает осознанно выстраивать систему ценностей и нравственных ориентиров. И родителям стоит задуматься именно о нравственном воспитании, а не бороться с всплеском детских хитростей и обманов.

Первая ложь обычно способ защиты или возможность избежать ограничений. Но очень скоро в детской неискренности проявляются более зрелые социальные поведенческие реакции - стыдливость, чувство вины, задетая самооценка, тактичность. Ребенок учится жить в обществе, становится его частью.

Как же, понимая необходимость, неотвратимость, социальную значимость детской лжи, тем нее менее справиться с задачами нравственного воспитания?

Стоит признать, что желание родителей, чтобы ребенок все время говорил правду, вызвано более удобством управления и контроля над таким ребенком. И только поступившись своим желанием абсолютной власти, можно приступить к решению более трудных и неоднозначных задач нравственного воспитания. Не всегда возможно определить границу плохого и хорошего, правильного и неправильного. Ребенок должен быть свободен в своих поступках, только так он научится самостоятельно и обдуманно делать нравственный выбор.

Всегда нужно помнить, что мы, взрослые, являемся примером для подражания. Крошечный ребенок уже умет чувствовать интонации, считывать мимику и видеть лицемерие и несоответствие слов и дел. При этом отличить вежливую форму общения от корыстного обмана ему часто не под силу. Задача родителей терпеливо объяснять, когда стоит говорить, что думаешь, а когда нет. Логика такого выбора проста для взрослых, но непостижима для ребенка, не научившегося ставить себя на место других людей.

Но рано или поздно малыш начнет не просто копировать взрослых, но осознанно использовать выгоду лжи. Как часто это будет происходить, во многом зависит от семьи. Если ребенок живет среди множества запретов, и за каждый проступок его ожидает наказание - ложь станет незаменимым средством защиты. Хотя и в демократичной семье обстановка может побуждать ко лжи. Если родители выстраивают образ идеального ребенка, любящие их сын или дочь будут этому образу соответствовать всеми правдами и неправдами.

Ребенку, особенно старшему дошкольнику, хочется выглядеть хорошим, правильным. Но он ребенок, поэтому может случайно что-то разбить и испачкать, не справиться с искушением и облизать глазурь с праздничного торта, в исследовательском порыве сделать что-то запрещенное. Скроет он эти факты или признается - во многом зависит от того, хватает ли ему родительской любви и безусловного принятия.

Самое страшное во лжи - не факт обмана, а проверки и допросы, а то и обыски, которые устраивают родители. Даже если не брать в расчет вероятность ошибки, любые попытки вывести на чистую воду - унизительны и для ребенка, и для взрослых, разрушают отношения и любовь. Иногда лучше оставить при себе подозрения во лжи. А если ложь обнаружена, можно удивляться, огорчаться, возмущаться, но, главное, делать это искренне. Не стоит читать нотации с единственной мыслью о педагогической эффективности этих действий и с ханжеским ужасом раздувать историю. Совесть - внутри. И тяжесть нераскрытого обмана нередко действует сильнее наказаний. Вынужденные извинения после выволочки за ложь ничто, по сравнению с добровольным признанием спустя месяцы и годы. Не стоит напоминать ребенку, что он вчера, в прошлом месяце, год назад солгал. Постарайтесь и сами об этом забыть, поскольку трудно вырасти честным человеком, если тебе не верят и не доверяют.

Если дошкольник часто обманывает - ищите причину лжи. Ложь - это попытка изменить реальность. Малыши с ее помощью корректируют последствия своих проказ, старшие дошкольники - нередко хотят и сами выглядеть лучше. Учите, как добиваться такого же эффекта, не прибегая к неправде. Так можно убрать своими силами безобразие и заслужить похвалу честным хорошим поступком.

Наверное, лучший способ свести ложь к минимуму - доказать, что говорить неправду невыгодно. Маленькие дети с трудом предсказывают последствия своих действий и во лжи часто видят только первичную пользу - не накажут, похвалят. И нужно объяснять на примерах, выдуманных историях и рассказах из своей жизни, что ложь может стать причиной несчастья, потери друзей, поводом для других неприятностей.

Пожалуй, самый острый момент, который нельзя оставлять без внимания, - перекладывание своей вины. Часто ребенок не понимает, что обвинив кого-то в своем проступке, может доставить ему неприятности. Очень сложно эгоцентричному по своей природе малышу начать думать и переживать о других. И, наверное, нет лучше средства, побудить к этому, чем художественные книги, в которых читатель отождествляет себя с героями. Так в рассказах Николая Носова “Карасик” и Валентины Осеевой “Почему?” герои, испугавшись наказания, сваливают вину на кошку и собаку. Сначала это кажется удачным решением, но потом беспокойство за невинных животных оказывается страшнее любого наказания, и мальчики признаются. А читатели, переживая вместе с героями книги и первые муки совести, и облегчение признания, учатся делать это и в реальной жизни.

Проще понять отличие лжи от фантазии, если поставить их рядом. В маленьком рассказе Носова “Фантазеры” виртуозно показаны три неправды - веселые выдумки, корыстная ложь и ложь во благо. И малыши где-то понимают, а где-то чувствуют, кто из героев поступил правильно, а кому подражать не стоит.

Родителям не нужно быть посредниками между ребенком и книгой, разъяснять все сложные литературные и жизненные ситуации. Оставшиеся вопросы и поводы для размышлений, будут стимулировать внутреннюю работу мыслей и души намного сильнее, чем готовые ответы.

ложь

Previous post Next post
Up