Уродов много, а винтовка одна.

Jun 06, 2019 17:53


«На мои уста кладёт печать
Моя любовь, которой нет предела...»
У.Шекспир

Сколько написано психологических триллеров в последние годы! И две трети из них с одной темой: жена безоглядно верила мужу, а он оказался упырь. То ли тема эта благодатная и так любима писателями, то ли фантазии больше ни на что не хватает - хз. Роман Алекса Михаэлидеса «Безмолвный пациент» не стал исключением, за что и вызвал у меня нарекание. Однако это,
пожалуй всё, за что я могу покритиковать книгу… Хотя нет, есть ещё один недочёт, но о нём позже.

Итак. В тихом семейном доме, где писала картины набиравшая популярность художница Алисия Беренсон, однажды ночью произошли выстрелы. Полиция быстренько приехала и нашла Алисию рядом с телом своего мужа. Девушка явно была невменяема и её отправили куда надо. После суда, где Алисия так и не произнесла ни слова, её навек поместили в психушку. Слава о «немой» преступнице мигом разлетелась по городам и весям Британии. И не то, чтобы разговорить девушку не смогли - никто особо и не пытался. Вкололи ей седативных средств побольше, чтобы не буянила, и дело с концом. Почему девушка молчит и что скрывает, никому не интересно. Но спустя шест лет нашёлся психотерапевт, Тео Фабер, которому архиважно стало докопаться до Алисии во всех смыслах. И он начал свою индивидуальную терапию с безмолвной пациенткой.

Что на самом деле произошло в доме Беренсонов в ту триллерную ночь - волнует читателя не меньше, чем Тео Фабера. Ясно, что там не всё так ясно. Однако роман не столько «триллер», сколько «психологический». Вечная тема отцов и детей, мужей и жён поднимается снова. И нет здесь открытия Америки, когда с акцентом говорится о психологических травмах детства, которые потом неизбежно аукаются во взрослой жизни. И у всякого по-своему. Об этом, кажется не знают только дети. Вот и Тео рассказывает о своих непростых отношениях с отцом, от чего у парня явно мозги не на месте. И как раз сей момент так же вызвал у меня недоверие к автору. Практикующий психотерапевт, имеющий свои сдвиги и комплексы - это вообще нормально? Понятно, когда психиатры со стажем становятся сами со странностями. Это издержки профессии, называемая профдеформацией. Практически на любой службе со временем происходит «заскок» на профессиональной почве. Но когда изначально у человека проблемы с психикой и его таки берут в психиатры, то возникает вопрос: они там вообще не тестируют медиков при приёме на работу? Я считала, что в Европе и Америке психологические тесты в обязательном порядке проходят абсолютно все, даже дворники, не говоря уже о тех, кто работает непосредственно с людьми. В общем, личность Тео хоть и понятна каким боком тут, но оставляет большие сомнения в правдоподобности.

Тем не менее, роман меня поразил. И, конечно же, именно финалом. Меня словно окатили холодной водой: то есть как так? Учитывая, что я «лирические» вставки Тео о своей жене восприняла несколько не в том ракурсе, то шок был у меня что надо! Да, интрига была закручена хорошо, но нежданчик таки подкараулил. Всё вроде бы получилось так, как я и подозревала, но - вообще не так! В кои-то веки я согласна с восторгами прочитавших бестселлер, и понимаю почему Брэд Питт так хочет снять фильм по этому роману. Это действительно неординарно в целом и интересно в деталях. Особенно меня привлекла Алисия как художница. Если обычно в книгах и фильмах герой художник остаётся таковым лишь наминально и творчество его уходит на десятый план, то здесь художественный талант и натура Алисии прекрасно раскрыты. И ещё эта аллегория с древнегреческой трагедией «Алкеста» Еврипида стала ягодкой на торте. Она блестяще вписалась в сюжет.
Поэтому, несмотря на выше озвученные минусы, я всё же оцениваю «Безмолвного пациента» на «отлично».

П.С. Похоже, что мне определённо стали нравится психологические триллеры. Кто бы мог подумать!

По крайней мере, все книги из этого жанра и из серии «Детектив: новый уровень» в частности, которые я прочла за последнее время, мне понравились. За что хочу сказать большое «спасибо» kat_dallas. Благодаря её отзывам я стала читать такие книги. Сначала из любопытства, а потом «втянулась». Возможно, у меня изменились вкусы, а с подачи Кэт я нашла для себя что-то новое и интересное: жанр, средний между увлекательным детективом и романом «об жизни», как бы триллер, но без фанатизма. Они не легкомысленные, но и не грузят по самую маковку. То, что надо! Хотя началось всё, как ни странно, с «Девушки в поезде» Полы Хокинс. Очень критично я относилась к этому роману, когда был вокруг неё ажиотаж. Раз столько шумят, значит фигня, не читала, но осуждаю, ага. :) Но страсти поутихли и я от скуки прочла-таки тот триллер. И оказалось, что книга вполне читабельна. Потом у Кэт я увидела отзыв на «Все совпадения случайны» Рени Найт из той же серии и книга мне так же хорошо зашла. Затем были «Бумажные призраки»... И понеслась! В моём списке ещё несколько подобных романов, большая часть из которых отмечена мной именно благодаря рецензиям Кэт. Здорово, когда друзья открывают для тебя новые грани книжной реальности! ;)

детективы и триллеры, читаю и перечитываю

Previous post Next post
Up