Оригинал взят у
ozis в
Йога и метод ФельденкрайзаДиана Валентайн
Рожденная с тремя сросшимися в шее позвонками, в начале третьего десятка я стала ощущать боль, спускающуюся по позвоночнику к низу спины и бедрам. Было очень тяжело спать ночью или не двигаться в течение длительного периода времени без приступов боли.
В начале четвёртого десятка боль стала такой, что я отправилась к хирургу-ортопеду. Он сообщил мне, что сделать ничего нельзя и, скорее всего, из-за очевидного артрита в моём позвоночнике к пятидесяти годам я окажусь в инвалидной коляске.
Его слова звучали в моей голове, я начала искать решение и, к счастью, нашла преподавателя йоги, также страдавшую от артрита, которая смогла успешно противостоять ему, занимаясь йогой. С её помощью я начала осознавать, что быть здоровой возможно, и начала свое путешествие к целостности.
Йога дала мне особый инструмент мягкого движения моего поражённого артритом тела, а также подарила мне надежду. Я начала чувствовать больше частей своего тела и двигаться теми способами, которые давали мне контроль над болью. Чем больше я занималась - тем больше осознавала не только свои мышцы, связки и кости, но также себя как тело, разум и душу. Способ решения проблем в моей жизни стал иным, когда я начала глубже изучать «сложные ситуации» в асанах (йогических позах). Я начала спрашивать, чем являются мои модели поведения и как я приспособилась к своей жизни. Занимаясь йогой, я обнаружила микрокосм своей собственной жизни. Мои тело и ум стали более гибкими благодаря этой возросшей осознанности. Ежедневное развитие терпения и растущее понимание самой себя, во время выполнения асан, позволили мне двигаться по жизни более свободно, без ограничивающей боли.
Несколько лет назад, когда я ехала на занятия по йоге, со мной произошел несчастный случай, в результате которого возникла сильная боль в локте. Боль не прекращалась даже после многих перепробованных терапевтических методов (хиропрактика, акупунктура, массаж и т.д.). Один из моих студентов предложил мне попробовать урок Функциональной интеграции по методу Фельденкрайза, и на первом же уроке боль в локте исчезла и никогда больше не возвращалась. Я была совершенно поражена результатом, полученным всего от одного урока, и продолжила заниматься по методу Фельденкрайза. Через шесть месяцев, по прошествии нескольких недель после открытия моей новой йога-студии, я записалась на четырёхгодичный профессиональный курс обучения по Фельденкрайзу. Я знала, что я не только делаю то, что хочу, и смогу включить этот опыт в свою практику, но я также смогу поделиться им со своими учениками.
Метод Фельденкрайза, во многом основанный на йоге, открыл мне еще одну дверь на пути к самопознанию. Мягкий, простой, пытливый процесс самопознания на уроках Осознавания через движение по методу Фельденкрайза раскрыл и углубил мое понимание собственной кинестетики. Особое внимание я обращала на небольшие, приятные и легкие движения, и на занятиях это позволило мне понять, насколько механично я двигаюсь. Асаны стали даваться мне легче, а практика йоги в целом стала глубже, ведь я научилась двигаться более плавно и легко. Мои занятия йогой стали требовать меньше усилий, и при этом стали более изящными и заряжающими энергией.
И йога, и метод Фельденкрайза перенаправляют внимание занимающегося от внешних раздражителей внутрь себя. Согласно йога-сутре Патанджали 1.2: «Йога - способность направлять и концентрировать ментальную активность (сознание)» без привязанности (без отвлечения). 1.3. «При достижении сконцентрированного сознания внутреннее существо раскрывается по всей истине». Моше Фельденкрайз сказал: «Я не стремлюсь к гибкости тела, я стремлюсь к гибкости ума. Я стремлюсь вернуть каждому человеку его самоуважение». И йога, и метод Фельденкрайза основаны на поиске пути к воссоединению и интеграции тела, сознания и духа.
Научно обоснованная работа Фельденкрайза соответствует восточному взгляду на понимание единства сознания и тела, намерения и действия. «Интеграция тела и сознания перестала быть прерогативой медицины или науки и стала путем к знанию и красоте», - сказал Фельденкрайз-тренер Денис Лери в своей статье для журнала Гнозис
«Учимся тому, как учиться» осенью 1993 года.
Метод Фельденкрайза основан на идее, что каждый из нас годами развивает вредные двигательные привычки, за годы жизни доводя их до автоматизма, перегружая организм повторениями и приспосабливаясь к предыдущим травмам. Наша культура и социум также влияют на то, как мы пользуемся своим телом. Чтобы угодить своим родителям, а впоследствии ровесникам, мы позволяем собственным естественным и не требующим усилий способам обучения адаптироваться к зачастую намного менее совершенным чужим правилам. В таком случае мы отказываемся от своей природной разумности и находим неэффективные для себя способы движения. Мы забываем, как двигаться легко, естественно и грациозно, как мы делали это в детстве.
Согласно Моше Фельденкрайзу, у каждого человека уже есть совершенное тело - идеальный способ передвижения, избранный благодаря способности человека воспринимать доступные варианты движений. Метод Фельденкрайза просто создаёт необходимые условия, чтобы у нас появилось больше таких вариантов. Занятия проводятся в неторопливой, спокойной и приятной манере, позволяющей нам исследовать себя с растущим интересом и любопытством. С чувством, что бояться тут нечего, и усиливающимся любопытством мы можем начать отстраняться от ограничивающих нас привычных паттернов и начать ощущать новые варианты, новые направления, новые способы свободно двигаться, постепенно развивая свою осознанность, гибкость и координацию. Оказалось очень легко включить этот новый метод обучения в практику регулярных занятий йогой. Со временем эти занятия целенаправленно становятся частью нашей повседневной жизни и способа двигаться.
Метод Фельденкрайза возвращает нас к естественному, легкому, веселому и интересному способу познавания. Чтобы познавать, нам необходимо двигаться медленно, давая себе достаточно времени, чтобы понаблюдать и начать отдавать себе отчёт о том, как и что мы делаем. Когда мы вкладываем минимум мышечных усилий, наш мозг освобождается и становится способным замечать важные различия в ощущениях.
Есть два взаимно дополняющих друг друга варианта применения метода Фельденкрайза: уроки Осознавания через движение и/или Функциональная интеграция.
На уроках Осознавания через движение (АТМ - от англ. названия метода) преподаватель словами проводит учеников через последовательность основных движений в положении лёжа, стоя, сидя на полу или на стуле. Уроки по Функциональной интеграции, с другой стороны, построены на медленных мягких прикосновениях ведущего, который мягко проводит ученика через различные движения, чтобы снять напряжение и фиксацию.
После занятия вы можете заметить, что ощущаете себя выше ростом, легче, что дышится свободнее и вы даже можете начать ощущать элегантность и грациозность своих движений. Фельденкрайз говорит: «Делайте свои движения приятными, лёгкими и приносящими радость - вы легко сможете делать это в течение 5 минут, не прерываясь». Эти маленькие, незаметные движения, выполняемые очень медленно, делают мои занятия йогой настоящим приключением, разжигая любопытство относительно того, как я двигаюсь в пространстве. В начале моего обучения по методу Фельденкрайза один из тренеров подначивал меня, что я делаю такие «большие» движения на уроках Осознавания через движение из-за того, что привыкла к этому, занимаясь йогой. По мере того как я начала замечать более тонкие и маленькие разновидности движений, я обнаружила, что это привносит больше ощущения радости в мои занятия йогой.
Метод Фельденкрайза может помочь изучающим йогу разобрать асаны на меньшие последовательности. Замедляясь, мы начинаем ощущать и чувствовать себя более отчетливо. Двигаясь медленно и внимательно «прислушиваясь» к привычным шаблонам, мы начинаем отдавать себе отчёт в том, как мы используем свое тело, занимаясь йогой. Метод Фельденкрайза позволяет нам увидеть свои естественные функциональные шаблоны действий теми же способами, при помощи которых мы учились двигаться в раннем детстве, когда ещё были свободны от боли и от ограничений, которым подвержены наши сверстники.
Хоть и неизвестно, занимался ли йогой сам Фельденкрайз, похоже, что многие уроки из серии Осознавания через движение основаны на хорошо известных асанах йоги. От энергичной «собаки мордой вверх» до различных скручиваний, лотоса, стойки на голове и стойки на плечах, - все эти асаны, выполненные в соответствии с методом Фельденкрайза освобождают тело для ещё более полной отдачи. Точно так же, как мои занятия йогой дают прочное основание, на котором я строю исходящее из собственного опыта понимание своего тела, метод Фельденкрайза дает мне возможность углубить это понимание ещё больше, причём легко и приятно.
На занятиях йогой я люблю предлагать ученикам входить в позу, ища более простые и лёгкие способы входа и выхода из асаны: двигаться медленно, с лёгкостью; делать маленькие осторожные движения и потом вытягиваться в позу и выходить из позы с большей осознанностью. Движения становятся больше похожими на игру, чем на работу. Я часто призываю учеников понаблюдать, что же зажимает их в асане, в каких местах эти зажимы, а затем предлагаю проделать асану с различными амплитудами движений. Двигаясь медленно и уделяя внимание дыханию и областям, сдерживающим продвижение в позу, ученики часто легче дышат, находясь в позе и испытывают больше радости и гибкости. Когда преподаю Функциональную интеграцию, я часто ввожу ученика в асану, а затем, при помощи медленных мягких прикосновений, направляю его к областям, которые могут задерживать его и ограничивать движение позы. Тогда у них лучше получается отучаться от привычных шаблонов.
На сегодняшний день я не только не в инвалидном кресле-коляске (как это предсказывал хирург-ортопед), я веду полноценную и функционально активную жизнь. В 60 лет мне доставляют радость физические занятия, которые мои ровесники отказываются делать из-за неудобств и «возраста». Боль в моей шее и во всём теле очень существенно уменьшилась по сравнению с тем, что я испытывала несколько лет назад. Преподавание йоги и метода Фельденкрайза исполнило мою мечту - не только самой освободиться от боли и неудобства, но и помочь другим найти дорогу к радости и лёгкости жизни.
Диана Валентайн, учитель, автор и практик, руководит «Центром йоги и движения», который находится в Уолнат Крик, и обучает терапевтическим аспектам йоги на протяжении 20 лет. В качестве сертифицированного Фельденкрайз-практика она приносит своим ученикам и клиентам дары йоги и метода Фельденкрайза в виде прекрасных движений. Дайана преподает в пределах страны и за рубежом, проводит ежегодные углубленные курсы/тренинги для преподавателей, основанные на терапевтических аспектах йоги.
-------------------------------------------------------------------------------
http://translated.by/you/yoga-and-the-feldenkrais-method/into-ru/trans/Оригинал (английский): Yoga and The Feldenkrais Method (
http://www.feldenkrais.com/method/article/yoga_and_the_feldenkrais_method/)
Перевод: © Dmitry Morar, cardioprint, Pavel_Fandorin, ladyolly, f73, oZis, alex_neev, vlad8.