Письменные практики в помощь себе и другим

Sep 16, 2015 23:23

Методика "Шестнадцать тем" - про наведение порядка во внутренней жизни. Я знаю, что внутренний мир человека может быть очень уютным "внутренним садом" или "внутренним домом", если внимательно и постоянно ухаживать за ним, по маленькому участочку в день.


Я верю, что большинство людей обладают очень мощным внутренним ресурсом, чтобы решать свои проблемы и жить предпочитаемой жизнью. Сделать шаг в сторону, выйти из потока переживаний, взглянуть на него и осознать свое к нему отношение - значит, стать автором своей жизни. Я искренне верю в силу письменного слова, в то, что мысль записанная движется иначе, чем мысль, бесконечно прокручиваемая в голове, - она более продуктивна. Я не предлагаю читателю инструкций о том, как надо жить. Я думаю, что, на самом деле, вам не нужны мои ответы. Что я умею - это задавать вопросы.

Как была разработана эта методика?

Методику "Шестнадцать тем" я разработала в первую очередь для того, чтобы помочь самой себе. В 2007 году я ушла с работы в офисе и стала фрилансером; вскоре после этого вышла замуж и уехала надолго жить в другую страну. У меня была масса разнообразных проектов, за которые я отвечала, и я обнаружила, что не успеваю за ними всеми уследить - и не успеваю толком осмыслить, что значат для меня радикальные перемены, происшедшие в моей жизни. Ощущение было, как будто меня крутит в центрифуге, и я отчаянно пытаюсь за что-нибудь ухватиться, но всё вылетает у меня из рук.

С подросткового возраста я вела дневники; мне легче разбираться в себе при помощи письменного слова, нежели в устном разговоре. Поэтому я стала искать и выдумывать для себя письменную практику, которая наилучшим образом подошла бы мне в моей ситуации. Отказываться от проектов было жалко. К тому же, чтобы хоть от чего-то отказаться, нужно было определить смысл и место этого проекта в моей жизни, расставить приоритеты. Я спрашивала себя: «Что я могу сделать, чтобы позволить себе сосредоточиться на какой-то одной теме? Как я могу подумать о ней, не отвлекаясь и не тревожась, что я упускаю в этот момент что-то другое, не менее важное?»

Надо сказать, что в этот момент моей жизни случилось удачное совпадение. Когда я паковала наши с мужем книги для переезда, с полки на меня выпала книга Айры Прогоффа "На дневниковом семинаре". Естественно, я зачиталась... и обнаружила, что, оказывается, в англоязычных странах уже довольно давно существует целое направление психологической (само)помощи - терапия письменным словом, или дневниковая терапия. В этот момент для меня что-то "щелкнуло" и я поняла, какую работу хочу себе придумать дальше.

В упавшей на меня книге Прогоффа был описан необычный способ вести дневник - не сплошным потоком о том, что сейчас волнует больше всего, а структурированно. Я попробовала вести такой дневник, и это было очень осмысленно, волшебно, глубоко и интересно... но все же это было не то. Однако знакомство с ним дало мне понять, где и что искать дальше.

Мне повезло в 2009 году, когда мне в руки попала книга Кэтлин Адамс «Дневник как путь к себе». Там есть прекрасный раздел «На бегу: дневниковые практики за 15 минут в день (или и того меньше)». В нем автор обращается к тем, «кому не только в дневник писать, а и жить-то некогда». «О, - подумала я, - иногда это совершенно мой случай!» - и в конце главы обнаружила описание методики, которое во мне очень сильно отозвалось. Описание было короткое, буквально на страницу или чуть больше. Кэтлин Адамс писала, что если у вас, например, есть бизнес и вы хотели бы удержать в поле своего внимания разные его аспекты, имеет смысл взять и разбить всю связанную с бизнесом деятельность (реклама, продажи, финансы, отчетность и т.п.) на четырнадцать содержательных тем, и «проворачивать» их два раза в месяц - с 1 по 14 число, а потом с 16 по 29 число, по одной теме в день, по порядку. Пятнадцатое и тридцатое число при таком раскладе остаются для того, чтобы поразмыслить об эффектах подобной письменной практики, подвести промежуточные итоги, заняться краткосрочным планированием. А тридцать первое, которое бывает не каждый месяц, посвящается долгосрочному планированию, формулированию предпочитаемого будущего.

«Какая замечательная идея! - подумала я. - Ведь на четырнадцать содержательных тем можно разбить не только деятельность, связанную с бизнесом. Можно выделить четырнадцать жизненных областей, которым хотелось бы регулярно уделять внимание - так, чтобы ничто не осталось за бортом. И тогда я смогу со спокойной совестью говорить себе, как Скарлетт О’Хара: «Не буду думать об этом сегодня, подумаю об этом завтра». Ну, или не завтра, но точно буду знать, в какой день в течение ближайших двух недель».

И я начала экспериментировать с этой методикой. Я пробовала «расписывать» только рабочие темы; потом рабочие и личные, по одной теме в день; потом по две темы в день, всего 28 тем; потом оставила всего семь тем, прокручивая их по разу в неделю. Менялись мои потребности и возможности, и я меняла для себя формат работы, отслеживая, что более эффективно, а что - менее. Я считаю, что никакая письменная практика не работает для конкретного человека постоянно и вечно, в какой-то момент она «выдыхается» и перестает приносить пользу; тогда нужно подобрать и придумать что-то другое. Так я экспериментировала до конца 2011 года. За это время мне довелось поработать на работе моей мечты; пожить еще в четырех странах; выносить и родить первого ребенка.

К концу 2011 года я выделила две основные сложности в тех экспериментальных версиях методики, которые я придумывала и опробовала на себе.

Во-первых, было трудно выдержать баланс между самоисследованием и самоорганизацией. Я поймала себя на том, что регулярные записи по любой теме у меня превращались в списки необходимых действий, многие из которых в итоге не выполнялись... От этого я впадала в уныние и все больше была недовольна собой. В лучшем случае это были списки действий, которые я совершила (и тогда бывало печально видеть по какой-нибудь теме череду записей «нули…»). Я верю, что правильные действия происходят из правильного понимания жизненных смыслов, мечтаний и ценностей человека, его умений, освоенных в ходе личной истории. Этого в версиях методики 2009-2011 года не хватало.

Вторая сложность заключалась в том, что если я писала по теме «что в голову придет», т.е. занималась «свободным письмом», у меня получалось выразить на бумаге знакомое и привычное мне понимание темы, я продолжала просто «ходить кругами», так и не приходя к какому-то новому восприятию. Это тоже было неэффективно.

Решение я нашла в структурированных нарративных практиках, разработанных Дэвидом Денборо, и в идеях Кэтлин Адамс о том, что свободное письмо - это самый, по сути, психологически сложный способ ведения дневниковых записей. Чем больше у человека в жизни стресса, тем более структурированными должны быть письменные практики. Чтобы писать более структурированно, можно опираться на наводящие вопросы. «Точно! - подумала я. - Наводящие вопросы, в каждой двухнедельной «итерации» разные, выстроенные в определенной логике самопознания и самосозидания. Именно это и нужно».

Так к середине декабря 2011 года я смогла предложить читателям моего блога о письменных практиках в ЖЖ онлайн-проект, основанный на «Шестнадцати темах». Он был приурочен к подготовке к Новому году, чтобы мочь поставить себе обоснованные и выполнимые цели на наступающий год. Проект оказался настолько востребованным, что по его окончании я по просьбе участников создала онлайн-сообщество, в котором каждый день появлялись напоминания о темах с наводящими вопросами текущей итерации. Мы опробовали разные варианты вопросов, и к середине 2013 года сложилась устойчивая рабочая последовательность. С ней мы с тех пор и работаем; в онлайн-группах приняли участие уже более 520 человек.

А скоро будет еще книга и курс для самостоятельного освоения http://www.pismennyepraktiki.ru/…/strukturirovannye…/16-tem/

(в публикации использована фотография jennconspiracy отсюда: http://www.photoree.com/photos/permalink/690549-85525778@N00)

чтобы не потерять, лабораторная работа

Previous post Next post
Up