Где-то весной канал Новый по ночам грешил показом всякого непопулярного, но мне лично интересного видео. В перечне не только уже упомянутый мной мультик про утку-гея, но и всякие фильмы старые с военной хроникой.
У меня с историей вообще плохо было всегда - хреновая память на числа, события, имена… Но вот видео-хроники вызывали живейший интерес. Вот так однажды ночью попала я на фильм Олендера «Пассажиры минувшего столетия». Фильм документальный, был снять в 2001 году, во 2м получил премию Ника, но я лично впервые увидела и вообще услышала о таком именно глухой ночью по ТВ.
Заставить не переключить канал меня смогли именно кадры военной хроники - настоящей, а не «а-ля», чем сейчас грешит современный кинематограф.
Главный герой фильма - Израиль Цилевич Гольдштейн, кинооператор, сценарист и режиссер. Один из 16ти военных операторов, кто снимал оборону Сталинграда. Заслуженный деятель искусств УССР, лауреат Золотой медали Академии искусств Украины…
Но кто же об этом знал? В смотрибельное время по ТВ русско-мексиканские сериальные страсти и столь популярные «скандалы, интриги, расследования». Кому инересно смотреть про военных операторов, когда современные секс-символы так красиво спасают мир в псевдовоенных боевиках?
С экрана, ходя по своей квартире, Израиль Цилевич - седой старичек, ходящий уже с помощью палочки - рассказывал о своей жизни и жизни страны, все рассказы подкреплялись кадрами хроники им же, скорее всего и снятой.
Сам герой слабо походил на занудного пенсионера. Свой рассказ он начал с фразы вроде (не помню дословно) «Сегодня я пополнил свой лексикон. Переходил дорогу на пешеходном переходе, когда по дороге неслась иномарка и молодой водитель, вынужденный притормозить, закричал «что ж ты пень придорожный *%%;()*№;%?(*:%!!!». Обо всем этом спокойно, без поучений - и так все понятно.
Или еще такой момент. Израиль Цилевич работал в группе Довженка и из рассказов очень его уважал. Ввиду всяких событий в Украине он решил сказать свое слово по поводу попыток сделать из Довженка националиста. Привожу близко к тексту: «Я сейчас скажу и это очень важно. Многие сейчас говорят, что Довженко был националистом. Мол мы националисты и он националист... Херы вы, он бы вам руки не подал! Его никогда не интересовали эти национальные аспекты. Он любил свою страну.»
Или вот: «Гольдштейн переводится как «золото и камень». У меня нет ни золота, ни камней…».
Или о майдане: «Когда я родился, на этой площади стоял памятник Столыпину, потом Марксу, впоследствии поставили Ленина, но и он не удержался. Поэтому и делаю вывод - место для памятников гиблое...»
Под конец фильма герой все так же с палочкой уже в наши дни гуляет потихоньку по улице Киева и проходит мимо раскладки, на которой продают ордена и медали той самой войны…
В общем весьма интересный человек - я смотрела фильм два раза. А потом читала в нете жалкие крупицы информации, которые есть о Гольдштейне. Жалкие, не достойные и десятой доли его заслуг и его работ, а таких в качестве оператора 78, а качестве режиссера - 69!
Пару интервью, в т.ч. в газете День по поводу премьеры того самого фильма. И пару фраз из этого интервью «Только молодым кажется, что старым не хочется жить. Вздор...»
А потом я прочитала, что он умер в 2003 году.
Фильмы может быть есть только в Национальной кинематеке Украины.
В программе передач «Кармелиты» и «Инфошоки» - вот что нужно пиплу. А для меня самым большим инфошоком обычно оказываются «новости» о том, что живут или жили в этой стране такие люди, как Гольдштейн, или вот Виктор Кисин (тоже можно узнать только если целенаправленно ищешь).
Сиськи Семенович и губы Джоли - вот что надо телевиденью… Идиотские ролики с мобильных и клипы бездарей - все, что нужно ютьюбу… Как среди этого рассмотреть Людей?