Смогут ли что-то противопоставить этому власти в России?
Рекордный рост цен на продукты питания может произойти в ближайшее время в мире, об этом
заявил главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.
По его словам, из-за пандемии доходы упали больше чем на десять процентов, продукты дорожают, эта тенденция сохраняется на следующий год. "В категории бедных граждан уже 50 процентов доходов уходит на продовольствие", - добавил Узун.
С подобными неутешительными прогнозами на следующий год выступили сразу несколько аналитиков. В России, например, грядущее повышение цен на говядину может спровоцировать рост стоимости целого сегмента мясной продукции. Впрочем, и подорожание многих других товаров граждане уже ощущают на своем кармане.
О том, что нас ждет в 2021 году, в беседе с
Накануне.RU рассказал экономист Василий Колташов.
Фото: Накануне.RU
Фото: Накануне.RU
- Звучат оценки, что мир ждет рекордный рост цен на продукты. Согласны ли вы с такими прогнозами, что в 2021 году будет не лучше, чем в 2020?
- Будет лучше или хуже - зависит от экономической стратегии правительства, от того, достаточными ли будут стимулы развития внутреннего рынка, национального производства. Однако, действительно стоит ожидать постепенного повышения мировых цен на нефть и на продовольствие. И рост мировых цен на продовольствие будет оказывать влияние и на нас, по крайней мере, по значительной части групп товаров.
- С чем оно связано?
- Это повышение цен носит инфляционный характер и связано с огромной эмиссией доллара, которая проводилась и в последние годы, и в 2020 году в особенности - как для покрытия увеличивающегося дефицита в США, так и для финансовых вливаний, которые производила ФРС.
- Исследование Национального рейтингового агентства показало, что Россия не смогла достичь цели по импортозамещению. Наши проблемы усугубляются в связи с этим?
- Ну, поставленных целевых уровней, может быть, не смогли достичь, но то, что эффект оказался значительным - это очевидно. Можно отметить значительное производство зерна, мяса птицы, то есть по целому ряду основных показателей успех есть, и это касается разных продуктов. Вспомним продажи, которые у нас происходили в весенней панике - скупили огромное количество российских продуктов, тут и крупа, мука, макароны, мясо птицы. Это показало, что имеется даже огромное перепроизводство этих товаров.
Фото: Накануне.RU
Фото: Накануне.RU
- Сфера услуг, питание вне дома уже пострадало, но добьет ли малый бизнес 2021 год?
- Сфера услуг не вся пострадала, большое количество заведений и магазинов стали работать на доставку, и очень многие люди заказывают продукты и не только с доставкой. Это касается крупных городов. Но вообще, да, сфера услуг пострадала, пострадал рынок аренды. Хотя рынок аренды в крупных городах нуждается в ценовой революции, потому что, извините, очень дорого. И в этом смысле пустующие офисные, торговые площади в Москве являются сигналом к тому, что цены здесь должны снижаться.
- Все ждут окончания 2020 года в надежде, что вся эта ковидная ситуация закончится, но что нас ждет в "постковидное" время?
- Нужно учитывать, что эта постковидная реальность, хотя еще рано говорить о том, что все закончилось, состоит из очень нездоровой ситуации в США, Великобритании и Западной Европе. Это новое явление для мировой экономики, потому что эта зона не является больше локомотивом роста. Она, конечно, через политику центральных банков будет стимулировать рост цен и потребление основных продуктов, но все равно она является немалым источником проблем. И если можно ждать, что Китай свою экономику перезапускает и она будет расти, то что и как будет расти в США или Еврозоне, в Англии, да даже в Японии, сказать очень сложно.
Один из сопутствующих нынешнему кризису процессов - девальвация мировых резервных валют, и медленный процесс в этом направлении создает рост цен на нефть и, соответственно, на продовольствие. И мы видим, как это сейчас уже повлияло на рубль - он стал укрепляться, и это связано с этими процессами, а не только с тем, что китайская экономика оживает и идут новые позитивные процессы в Юго-Восточной Азии.
- То есть этот кризис касается всех стран? А мы впервые с таким столкнулись?
- Мы не впервые с таким кризисом столкнулись, мы 12 лет в нем живем. Просто Запад столкнулся с тем, что новая волна кризиса задела его. Впервые волны кризиса задевали Запад в 2008-2009 годах, и Европейский союз по-настоящему в тяжелом положении был до 2014 года. Это связано было и с испанским, и с греческим кризисом, с проблемами в Португалии, в Италии отчасти.
- Как России можно преодолеть негативные последствия?
- Если план, которым занимается правительство, будет реализовываться, если меры по стимулированию продаж на рынке недвижимости тоже будут иметь место, включая повышение оплаты труда бюджетников в регионах, то это будет очень важный фактор перезапуска российской экономики и ее роста. Потому что бюджетники получают нищенские гроши, а в условиях пандемии выяснилось, что весь медперсонал работает в Москве и отчасти в Петербурге, а в провинции никого нет, поскольку там не платят медикам. Это касается, кстати говоря, и проблем образования у нас. Если врачи и учителя смогут получать достойную оплату труда в регионах, лучшие, даже более льготные, чем сейчас, условия по кредитам, то тогда они будут покупать недвижимость, и это будет работать. Поэтому очень многое зависит от правительства и от его мер.
Все можно контролировать, если только у нас не победит снова партия свободной торговли и она не скажет - зачем нам развивать обрабатывающую промышленность, импортозамещение, а давайте опять ввозить китайское, потому что нефть начала дорожать? В этом случае мы получим затяжную стагнацию экономики, без роста достатка населения. Только развитие обрабатывающей промышленности, инфраструктурного строительства может дать экономический подъем на 20-25 лет. Можно проводить экономическую политику в духе Чубайса, Кудрина и Улюкаева с Силуановым, но рост мы тогда не получим никогда. Нищета будет только нарастать.
- И всему виной "коронакризис"?
- Кризис уже был, мы видели, как весь 2019 год шло замедление мировой экономики, и продолжиться это могло по-разному - либо замедление еще больше в 2020 году, либо падение. Это зависело не от нас, это зависело от ФРС. Если бы они сразу начали вливать деньги, которые вливали в 2020 году в свою пузыреобразную финансовую систему, то тогда не было бы такого обвала весной, и власти, может быть, даже не решились бы на жесткие карантинные мероприятия, которые вылились в двухмесячный простой.
Автор:
Елена Рычкова
https://www.nakanune.ru/articles/116573/