Петербургская синагога

Nov 19, 2012 19:55

Итак, как я и обещала, рассказываю про петербургскую синагогу.

О том, что в синагоге будет день открытых дверей, я узнала накануне совершенно случайно, и ни на минуту не сомневалась, что я туда пойду. Я почти всю свою жизнь прожила в 15 минутах ходьбы от синагоги, но даже не представляла, что там внутри. И, конечно, мне было это очень интересно. Тем более что я достаточно много бывала в православных и католических храмах. И даже в мечетях, хотя это было на юге Испании, где мечети после Реконкисты были перестроены в католические храмы, и об этом мы сегодня еще вспомним.

Первое, что меня поразило, это количество народа, которое пришло на день открытых дверей. Уже на подходе к зданию я увидела, что практически все люди заворачивают в ворота синагоги. Там стояли 3 или 4 охранника, которые проверяли содержимое сумок (на глаз и довольно доброжелательно). Дальше нас приветствовали женщины словами «Добро пожаловать!», и мы поднялись по ступенькам в синагогу.

За дверями оказался обширный вестибюль, буквально забитый народом. В основном были пожилые женщины и мужчины. Видимо, в каких-то обществах (типа общества блокадников) были объявления об этом дне. Но молодежь тоже присутствовала, хотя и в меньшем количестве.

Расписание дня открытых дверей включало в себя экскурсии по синагоге (с периодичностью примерно в час), дегустацию кошерной пищи, встречу с раввином, а вечером - завершающий концерт. И все это совершенно бесплатно.

Наконец, нас пригласили в зал. Мы сели на скамьи, в центр вышел человек с микрофоном и начал свой рассказ.
Это оказался кантор синагоги Григорий Якерсон. Его речь продолжалась, наверное, минут 25, рассказывал он очень интересно, неформально, с юмором. Я постараюсь изложить то, что смогла запомнить.

Здание петербургской синагоги было открыто в 1893 году. Этому предшествовали еще 25 лет согласования проекта, сбора средств и строительства.
Проект был разработан молодыми архитекторами Л.И. Бахманом и И.И. Шапошниковым. Синагога является единственным известным нам творением этих архитекторов. В качестве консультанта был приглашен знаменитый архитектор В.В. Стасов.




Синагога - это не храм, а дом молитвы. Вообще, иудейских храмов было два: первый храм Соломона, разрушенный в 586 году до нашей эры, и второй храм Соломона, разрушенный в 70 году нашей эры. От второго храма осталась одна стена - знаменитая Стена Плача в Иерусалиме.
Ну, и так как это не храм, то не существует строгих канонов по внешнему облику синагоги. Петербургская синагога построена в арабо-мавританском (или сефардском) стиле. Этому есть свое объяснение.
Сефарды - это группа евреев, выходцев с Пиренейского полуострова. В XV веке Изабелла Кастильская после завершения Реконкисты изгнала евреев из Испании. Очень красочно отношения между католиками и иудеями описаны у Фейхтвангера в «Испанской балладе». А так как Испания несколько веков находилась под мавританским владычеством, то в архитектуре был распространен мавританский стиль («мудехар»). И вот, в здании петербургской синагоги тоже присутствуют элементы этого стиля.




После революции синагога была закрыта в 1929 году, но через полгода ее вновь открыли, и с тех пор она не переставала функционировать.
В Великую Отечественную войну здание синагоги не пострадало, были лишь небольшие повреждения. В блокаду службы велись в малом зале, там было теплее.

Петербургская синагога является второй по вместимости в восточной Европе и третьей - во всей Европе.




Оказывается, во время службы в синагоге можно сидеть. Здесь установлены скамьи, как в католическом храме.




Женщины и мужчины молятся отдельно. В петербургской синагоге для женщин отведены галереи на втором этаже.




Иудаизм - это первая монотеистическая религия. Бога никто не видел, никто не знает его имени, никто не знает, как он выглядит, поэтому нигде нет его изображений.
У восточной стены синагоги находится святая святых - свитки Торы. Пять книг Торы входят и в христианский Ветхий завет (как сказал кантор, для иудеев этот завет никакой не «ветхий», а очень даже актуальный :)






Еще для меня было открытием, что шестиконечная звезда не имеет никакого религиозного смысла. Опять же со слов кантора: в средние века в Праге иудеям было разрешено поднять свой флаг, и они выбрали в качестве флага желтое полотнище с шестиконечной звездой. И с тех пор звезда Давида стала ассоциироваться с иудаизмом. Поэтому все шестиконечные звезды в синагоге - это просто декор.




Во время службы свитки Торы выносят и кладут на этот столик:



Под куполом синагоги висит люстра. Таких люстр изначально было две. Вторая висела в синагоге Берлина, которая была разрушена в ходе "Хрустальной ночи" в 1938 году, что положило начало холокосту.




После рассказа кантор спел одну из молитв, очень красиво.

И вслед за этим слово взял другой молодой человек. Он пригласил всех спуститься на этаж ниже, чтобы попробовать традиционные блюда. Их предлагалось два: маца и фаршированная рыба. Кусочек мацы я съела, а за рыбой была такая давка, как будто люди пришли сюда специально пообедать :)
При этом молодой человек вещал, что всем должно хватить, а если вам не хватило, то знайте, что кто-то взял ваш кусочек :)
Параллельно с этим он рассказал о кошерных продуктах. Было плохо слышно, я уловила лишь, что в кошерной кухне используются продукты без консервантов и красителей, а также только те продукты, которые не запрещены. В частности, можно есть только такую рыбу, у которой есть и плавники, и чешуя. Про свинину я не услышала :)

Потом мы прошли в венчальный зал. Но я ничего про него рассказать не могу. А все потому, что когда мы только вошли в синагогу и ждали начала экскурсии, нам предложили пройти в венчальный зал, чтобы не скучать. Мы туда пришли, а в зале уже шла экскурсия, и девушка-экскурсовод сказала, чтобы мы к ее группе не присоединялись, а то пропустим самое интересное в большом зале. Мы ушли. А когда вернулись после дегустации, в венчальном зале уже опять шла экскурсия. Так что я просто покажу фото. Там тоже очень красиво.




Мы еще немного походили по верхней галерее (сверху увидели, как кантор повторяет свой рассказ уже для новой группы экскурсантов). Можно было посмотреть фильм о синагоге. Но народ все прибывал и прибывал, становилось очень тесно, и мы вышли на улицу. И пошли в магазин кошерных продуктов :)




Цены на продукты там аховые. Много сувениров. Еще стояли забавные куклы, которые я уже видела на выставке «Время кукол». В магазине я не фотографировала, а вот фото с выставки:




Ну и напоследок мы прогулялись по дворику синагоги. К основному зданию примыкает еще «маленькая синагога», но она сейчас на ремонте. А во дворе есть кусочек стены плача:




В целом экскурсия очень понравилась. Атмосфера была исключительно доброжелательной. Показалось, что в синагоге были искренне рады такому наплыву посетителей. При этом никто не «грузил», не проповедовал, а просто люди знакомили нас со своей культурой.

Забавная сценка: живущие недалеко прихожане синагоги, видя такую толпу (а на улице машины уже парковались в несколько рядов), заходили и растерянно спрашивали: «А какой сегодня праздник?» :)

Питер

Previous post Next post
Up