Как-то, шурша альбомами и книгами в галерее, я наткнулась на необычные работы одного художника. Оказалось, что это не прошлые века, не иноземные знаменитости, а наш, украинский художник, который живёт и здравствует прямо сейчас :) Кто бы что ни говорил, какие бы лозунги не озвучивала я сама, но вот именно в такие моменты выплывает наружу спрятанный далеко патриотизм и чувство гордости за соотечественников.
Как говорил незабвенный Леонид Быков: "не могЁм, а мОгем!"
Таки мОгем! :)
И это радует.
Итак, немножко биографии и прочих сведений, чтобы сложить какой-никакой образ.
Олег Денисенко Родился в 1961 г. во Львове. Закончил Украинскую академию печати по специальности «Графика». Занимается эстампом, живописью, библиофильскими изданиями, скульптурой. Принимает участие в многочисленных выставках эстампа. Удостоен 20 международных наград выставок в Словакии, США, Польше, Югославии, Корее, России, Румынии. Живёт и работает во Львове.
Личность львовского художника Олега Денисенко, персональная выставка графики, живописи, книги и пластики которого под названием «Артхимия» недавно состоялась в престижной галерее «Дзига» во Львове, стала открытием для его земляков. Любители убирать не только вещи, но и людей в отдельные ящички, одни львовяне бросились приписывать его творчеству неоренессансные тенденции, другие - причислять ее к романтическому сюрреализму, но значительно больше было тех, кто просто удивлялся, что до сих пор об Олеге Денисенко ничего не слышали. А между тем художник, которого редко увидишь на традиционных тусовках богемы и который считает, что он не художник, а просто рисует (поскольку художников в истории - единицы) - не только автор и участник многочисленных зарубежных выставок, но и обладатель 12 международных наград в США, Словакии, Корее, Польше и других государствах.
Интервью десятилетней давности:
- Художник Клод Моне очерчивал свою живопись словами: «Я рисую так, как поют птицы». Как бы вы определили собственное творчество?
- Не пением птиц уж точно. Наверное, я сравнил бы его с перелистыванием древних книг или каких-то манускриптов или, в крайнем случае, с экскурсией по залам исторических музеев.
- Вы считаете, что старинные манускрипты для современника актуальны?
- Вполне. Дело в том, что многие древние знания, которые были накоплены человечеством на протяжении многих лет, сейчас несправедливо заброшены и забыты. Возможно, сегодня не время всем этим заниматься. Но как когда-то алхимики пытались найти философский камень, с помощью которого пытались превратить свинец в золото или изобрести эликсир вечной молодости, так сегодня художники (артхимики) пытаются неблагородное превратить в благородное. Современным профессионалам это удается. Фактически из ничего - бумаги, красок и т.д. - они создают произведение искусства, которое превращается в золото и в прямом, и в переносном смысле. И именно это произведение искусства становится искомым многие века эликсиром вечной молодости: художника уже нет, а его работа живет и продолжает нести грядущим богатство и тепло его души.
- Олег, откуда у вас - молодого человека конца ХХ века - такое увлечение средневековьем? Ведь вашу «Артхимию» можно считать путешествиями в причудливое прошлое.
- Из детства. Я твердо убежден, что именно там - в детстве - корни творчества каждого художника. Маленьким я мечтал, что в будущем стану работать только археологом. И, соответственно, сначала только листал, а потом и читал литературу соответствующего толка. Историческая литература много иллюстрируется старинными гравюрами, ведь это самые доступные для перепечатки произведения. И потом меня всегда интересовали периоды ренессанса и готики - а это еще и художники Дюрер, Брейгель, Кранг и другие, творчество которых соответственно оставило на моем сознании свой отпечаток. И я увидел интересную вещь: эстетика того времени дает невероятно большое пространство для фантазии и оригинальных композиций, которая подсказывает интересные пластические ходы. Такие, каких в современности не найдете. Но замечу: я не занимаюсь иллюстрированием литературы определенного периода и не цитирую материальную культуру какой-то эпохи, а просто делаю определенную привязку по состояниям. Скажем, применяю имитацию старых шрифтов, которые создают определенное настроение в работе. И как раз этим, как по мне, заинтересовываю своих зрителей.
- Большинство странных героев на ваших графических листах имеют крылья - скорее даже не птичьи, а крылья насекомых. И сами они часто напоминают представителей не самой симпатичной группы живых созданий. Что это - намек на насекомность человеческого бытия, навеянные зарубежными фантастическими фильмами попытки приблизить чужой мир или, может, просто тоска по настоящему полету? И потом, если отбросить дополнительные детали - крылья, причудливые головные уборы, доспехи - внешность ваших героев столь похожа на вашу.
- Вы хорошо подметили, я часто опираюсь на свое отражение в зеркале. Не буквально, но намеки есть. И не вижу в этом чего-то плохого. В конце концов, это, наверное, больше из снов. Я до сих пор летаю во снах. Нельзя передать словами свои переживания, когда делаешь три шага, отталкиваешься - и вот ты уже над крышами. Это самые приятные ощущения в жизни, которые мне пришлось пережить. Не то, что бы в небе чувствовал себя уютнее, а просто начинаешь иначе все воспринимать. Состояние, близкое к полету, дает мне и искусство. То есть до сих пор удавалось сочетать реальный и ирреальный мир.
- Некоторые ваши графические произведения имеют свое живописное повторение на дереве. Видимо, живописцы довольно скептически относятся к тем трем краскам, которые вы используете, хотя, как по мне, эти «доски» являются органическим продолжением ваших графических листов. Впрочем, не ударит ли это по вашему самолюбию?
- Меня уже давно не интересует, кто обо мне что говорит. Я делаю то, к чему лежит душа, и делаю так, как хочу делать. Но ваша правда, у профессиональных живописцев скептицизм может возникнуть. Но я и не претендую называться живописцем. То, что вы видели на выставке: и сделанное на дереве, и в бронзе - это не живопись, и не скульптура - это для меня трехмерная графика. Видите ли, как по мне, сама графика - своего рода элитное искусство. Не каждый может воспринять черно-белое или просто монохромное, построенное на контрасте и градациях тонов, изображение. И потом приходит время, когда хочешь попробовать другой материал. С одной стороны, мне захотелось попробовать старые технологии, которые больше подходят к византийской иконописи или к западноевропейской стороне этого дела с использованием левкаса, минимального количества красок, с другой - попытаться вылепить свои графические персонажи. То наилучшее, на мой взгляд, что я сделал и вошло в «Артхимию».
- Олег, вы всегда такой, каким предстали в своих работах в «Дзиге», или это только одна из граней вашей постоянно ищущей творческой личности?
- Этот стиль, который вы видите, родился лет пять-шесть назад, и пока что я не намерен его менять. И в художниках, и в людях я ценю прежде всего цельность. Иногда приходишь на персональную выставку художника и чувствуешь себя некомфортно, потому что на стенах висят картины совершенно разноплановые (все, что только можете себе представить, все перед вами). Это - не моя тропинка в искусстве. Я хочу, чтобы все мое творчество выглядело определенным каким- то циклом, хотя на самом деле циклов фактически нет. Просто когда начинаешь делать одну работу, смаковать определенные нюансы, то уже имеешь идеи других работ. Но для общественности я стараюсь поменьше комментировать свои произведения. Ведь в них уже и так столько всего сказано, столько деталей применено, так композиция закручена, что у меня есть надежда, что зритель по-своему должен это воспринять. И неожиданные комментарии - для меня самое ценное.
- Олег, вам уютно в этой жизни, в этом времени? И не возникает ли желания хотя бы в снах перенестись в прошлое?
- Мне ничего не недостает в том времени, мире и даже в той стране, где я живу. В принципе, мне всего хватает в этой жизни. Даже не знаю такой вещи, какая мне была бы необходима и которой не имею. Видите ли, не стоит путать художника с его произведениями. Если артист театра или кино играет убийцу, то это не значит, что он кого-то убил в реальной жизни. Есть мои произведения и есть я сам. Они - это только часть моего головного мозга, мое мышление. Хотя, конечно, определенное влияние работы на меня имеется. Но, наверное, это взаимообмен, как между влюбленными. Ведь это все-таки правда: я давно влюблен в женщину по имени Графика.
Ну, и несколько афоризмов от Олега Денисенко:
- Абсолютизируя хоть что-то, можно всё довести до абсурда.
- Безвыходных ситуаций нет. Бывает лишь безвыходность осознания и осознание безвыходности.
- Быть обыкновенным, оставаясь с Богом.
- Двойственность Мира обман, Время должно быть осознано. Гармония непрерывна.
- Заходят порознь все. Выходят вместе единицы.
- Избыть все сложности и слиться с простотой
- Критерием начала подлинного творчества, истинного развития - является незаметность его.
- Лишь на пределе возможностей, в самом конце терпения от полного напряжения обычно наступает прозрение.
- Мир устроен так, что самое главное всегда остаётся. Самое главное никуда не денется, это и есть - Всё, из которого ты вначале пришёл. И даже в самый миг смерти есть шанс осознать это Всё и снова вернуться.
- Планета гибнет, а каждый взывает возмездие на свою сторону!
- Предела насыщения для Света нет.
- Прежде чем что-то оставить, нужно полностью это принять.
- Самое лучшее, что могут сделать друг для друга люди, это улыбнуться.
- Чтобы сохранить что-либо, нужно это продолжить
И вот, собственно, его необыкновеннейшие работы:
Это офорт - отпечаток на бумаге
Это левкас:
В следующей записи я покажу, на что меня вдохновили эти шедеврики :)