Отличную тему в части образования поднял автор, но я совсем не разделяю его пессимизма. Попробую по-другому расставить акценты. Вот оригинал, сподвигнувший -
https://web.facebook.com/groups/2025160861089270/permalink/2776956132576402/ Не могу все же писать короткие тексты))) Но могу уменьшать большие. Поэтому пока решила в ЖЖ оставлять как есть, а в ФБ делать тезисы.
Так что здесь - много.
Да, образование и воспитание - это две неотъемлемые части. Их нужно очень хорошо осознавать и понимать границу. В статье отлично показаны приоритеты - сначала сделай человека счастливым, а потом обучай.
Советская школа была не плоха для своего времени, но ее возрождение бессмысленно в стремительно изменяющемся мире. При том, что все отрицательные ремарки автора я честно могу применить к своей советской школе. Я очень любила Макаренко и именно такого подхода мне не хватало, а также понимания моей индивидуальности - мне было трудно учиться в школе. Не по предметам - с цифрами и логикой у меня норм, я была хорошей ученицей, хотя даже не старалась, т.к. не могла себя заставить действительно учиться, я вообще не делала домашних заданий и была почти отличницей, но к старшим классам скатилась на четверки. Сейчас я понимаю, что мне не хватало гуманитарных наук - я запоем читала книжки, отлично писала сочинения, но без системы и логики происходящего, в т.ч. в гуманитарных науках, это было просто развлечение.
Я раньше думала, что мне не повезло со школой, сейчас понимаю, что это не так. Да, были отличные школы, замечательные преподаватели, мне посчастливилось встретить некоторых из них, и благодаря этим встречам я еще больше ненавидела то, что меня окружало - я знала, что бывает, как я хочу, но не знала, как это устроить у себя в жизни. И это тоже благодаря отсутствию социальных наук - я не умела разговаривать с людьми, я была социофобом, я не понимала логики происходящего, не могла вычленить систему, важное и не важное. Этому меня не учили, а без понимания смысла я вообще ничего делать не могу. Я не умею верить в светлое будущее, когда реальность не подтверждает лозунги. Без понимания закономерности процессов в коллективе и социуме, да и в том же обучении, я не вижу логики и остаюсь полностью дезориентированной - а я так не люблю)))
Я много разговаривала со знакомыми на эту тему, в т.ч. и с теми, кто любил свою школу (здесь мне опять не повезло… таких меньшинство, и я поняла почему им нравилось то, что происходило - были довольные и обычной среднестатистической школой). Короче, я сделала простой вывод - как тогда, так и сейчас большая часть школ довольно средняя, очень плохих не много, так же, как и хороших. Сейчас хороших больше, и средний уровень существенно выше. Не тех, «элитных», которые описывает автор, родом из 90-х годов (я, изучив их суть и имея вокруг себя массу мамочек, клюнувших на эту элитность, для своих детей сразу отбросила такой вариант - это реально издевательство над ребенком), а с индивидуальным подходом и всеми прелестями хорошего воспитания (таких в СССР вообще не было, самородки от учителей многое делали для отличного образования и преуспевали в этом, но они не могли изменить систему). В 90-е начали появляться великолепные авторские школы, но не в моем районе… их было мало, я для детей выбирала школы в транспортной доступности, о чем сожалею.
Да, крутые современные школы за деньги, за большие деньги. Есть бесплатные - но туда огромный конкурс - берут действительно талантливых детей и, наверное, это правильно. Это не просто школы, это образовательные комбинаты, которые впитывают новейшие мировые разработки, разрабатывают и развивают свои системы счастливого ученика. Их реально много сейчас, много энтузиастов, которые не смирились с текущим положением дел и строят лучшее настоящее. А еще не надо забывать о домашнем образовании - оно сейчас расцвело и может это действительно лучшая форма обучения. Короче, наивно полагать, что государственные школы (не только применительно к России), будут равняться на лучшие образцы педагогики. И не только потому что счастливый человек не является пока целью любого государства, государство воспитывает гражданина на данный момент в том виде, как оно себе это представляет - и делает это всегда с опозданием (СССР может был исключением за счет жесткой консервативности социальных конструктов). Но еще и потому, что многообразие методик, даже при всем желании, не влезет ни в какую программу. Пора перестать уповать на единственно правильный путь от хороших дядь - дяди могут быть очень хорошими, но объять необъятное в ограниченное время не смогут. Стандартизация массового образования будет всегда, и оно в массе всегда будет «бездушным» (ровно настолько, насколько бездушны окружающие люди).
Поэтому должно быть много разных(!) школ. Все это касается и высшей школы. Кстати, количество бесплатных мест в ВУЗах выросло, а еще добавим к ним платные - нельзя говорить, что система рухнула. Она проходит кризис, и в первую очередь политический, а не образовательный. Но и это компенсируется гигантской массой образовательных ресурсов. Так что, если кто-то действительно хочет учиться, то есть все возможности. И грех жаловаться. Люди хотят учиться и учатся, другому, по-другому, с другими целями. Но это касается всех - информационная среда не дает возможности не учиться.
И не надо добывать информацию! Надо добывать знания - это разные процессы, и память во втором случае играет не самую важную роль, хотя с ней намного удобней. Когда я в старших классах смотрела очень хороший фильм про великого Ломоносова, я была поражена до глубины души, что в те времена теорему Пифагора проходили на 2-3 курсе университета. А мы в 8 классе!!! Я даже была оскорблена немного этим фактом - за что мне такой перегруз))) Информация растет в геометрической прогрессии, поэтому доступна (и наоборот). И это основной двигатель как прогресса, образования, так и растущей этики человечества. Если вернуть все к прежней доступности и надежде на память - значит остановить все. Это глупо. Надо принять новый вызов и научиться справляться с лавиной. Это образовывает лучше школы. А школа действительно в первую очередь должна воспитывать счастливого, социального Человека (социальных, гуманитарных предметов у нас о сих пор очень мало, в СССР вообще были запрещены), имеющего хорошую систему работы с информацией, умение анализировать и систематизировать данные, строить матрицы для любой сферы деятельности и применять их для конкретных целей. Сейчас нет такой выстроенной системы, она разрабатывается с разных сторон и еще долго будет обкатываться. Но это не значит, что «все плохо». Ломоносовых сейчас уже миллионы, и они прекрасны)))
Да, в нынешней системе образования трудно угадать систему, вернее надо реально погрузиться в различия подходов, сформулировать свои личные требования, найти соответствия - это большая работа. Мы так не привыкли. Но и государство сделает это за нас не лучшим способом. Надо брать ответственность за свое образование в свои руки, без этого сейчас никуда. Думаю должны появиться эксперты по подбору школ и институтов, может уже и есть. Я в свое время очень внимательно изучала вопрос образования уже на стадии подбора детского сада для своих детей, но сейчас я понимаю, что слишком быстро ломалась, т.к. разобраться в информации тогда еще не совсем умела, не было личных критериев. Сейчас просто с удовольствием наблюдаю за развитием этой отрасли.
И пару слов в защиту «тупеющей» молодежи. Мои личные наблюдения и социальная статистика говорит об обратном. Наша молодежь уже не является апологетами потребительского общества, культ потребления и статуса уходит с моим поколением. Но этот «уход» будет растянут на довольно долгий период - люди, недавно вышедшие из бедности и жестких социальных ограничений будут еще его проявлять, но у же не так демонстративно - это уже не модно)))
Цифровые технологии не коррелируют напрямую с отупением. Наоборот
Я восхищена насколько мои дети и знакомая мне молодежь умнее и лучше меня, и даже не меня тогдашней, а меня нынешней. Да, они иногда тупят и раздражают, не грамотны в части русского языка, во многом заблуждаются, мало знают фактов (вот это меня это совсем не беспокоит, т.к. у меня памяти не было никогда, для меня это нормально - не помнить ни фига))), они не будут энциклопедистами, да и не надо. Но они невероятно системны, осмысленны и этичны. И я думаю, что это, в том числе, благодаря пресловутым гаджетам. Они умеют, конечно, в меру своего понимания, найти нужную информацию, отличить от фэйка и применить ее. И это без всякого обучения со стороны. А если их еще обучать работе с информацией и системности, то это будут просто гении)))
В гаджетах есть серьезная засада для детей до 7 лет - отсутствие мелкой моторики и дефицит контакта с материальным миром. При таком отсутствии действительно не развиваются полноценно системы мозга, особенно отвечающие за интеллект. Да, жизненно необходим «набор, который нужен ребенку для освоения мира». Кстати, нужны и современные методики что входит в этот набор, и следует пойти дальше прекрасной Монтессори. Моих детей это не коснулось, но теперь надо это очень серьезно учитывать. А в остальном, то, что так критикуется в статье - это нормальный переход к цифровому мышлению. Это необходимая стадия, и это хорошо. Да, лучше видна неграмотность и неотесанность большинства населения, но при СССР большинство тоже было неграмотным и неотесанным, только они держали язык за зубами и их не показывали по телевизору. Так что я согласна, что такие люди начинают выражать свое мнение, формулировать свои, пусть и ограниченные, взгляды, интересоваться чем-то большим, чем удовлетворение базовых потребностей и не стесняться себя неграмотного в чем-то. Может и неприятно их таких видеть, но они есть, и они так учатся, если уж не повезло попасть к мудрым педагогам. А еще есть также растущая армия людей начинающих разбираться и интересующихся уже по делу. Это очень круто, и этот бонус перекрывает энциклопедичность знаний. Системность и понимание рулят, а не факты.
Так что я поддерживаю автора в части хорошего воспитания и счастливого детства, что это неотъемлемая часть образования. И не разделяю пессимистического взгляда - сейчас интересные времена, все стремительно меняется, и меняется к лучшему. А то, что он описывает - трудности роста. Их надо замечать, надо сделать так, чтобы их было меньше, но они не говорят о деградации. Они говорят об изменившемся подходе и сложностях выбора в многообразии. И это хорошо и для тех, кто хочет учиться, и для тех, кто не особо к этому стремится)))
Кстати, вспомнила любимых Стругацких - описанная у них система образования и воспитания делит воспитателей и учителей. И, наверное, это правильно. Не каждый учитель может быть воспитателем. У него должно быть понимание и базовые педагогические навыки, но все же воспитывать - это отдельное искусство и призвание.
И еще - мое наблюдение, кого примерно устраивала обычная советская школа, даже без прекрасных педагогов:
- технарей - они были отличниками, им было интересно (школа была заточена на технические науки, ковали инженеров), их хвалили, прощали хулиганство.
- склонных верить в идеалы (уж какая я идеалистка, но не настолько))). Они могли жить в мире лозунгов, не соотнося его с реальностью, или ломали реальность под свои идеалы. И это было социально одобряемо, в т.ч. ломать - главное правильными методами и на правильных фронтах)))
- предпочитающих дисциплину и коллективизм. Здесь два типа - те, кто строит, и те, кого строят. Первые получали привычно послушных «последователей», пользовались уважением в т.ч. старших товарищей, т.к. облегчали им педагогические будни. Вторые - были довольны наличием простых и понятных правил, за которые их похвалят, и отсутствием ответственности - в моем поколении благодаря искусственному отбору таких было большинство. Мне кажется, поэтому многие из нас так боятся за нынешнюю молодежь - им трудно понять свободу и гармонию «хаоса».
- карьеристов. От любителей предсказуемости завтрашнего дня (неизменная деятельность токаря до пенсии с понятными обязанностями и бонусами - это тоже карьера), до пользователей надежных социальных лифтов (эти больше всего сломались в перестройку).
У меня нет тени осуждения этих людей, я понимаю из чего они исходят, И я понимаю, что это нормальные уровни распределения функционала в социуме - это здорово, что такие люди есть, они должны быть. Более того, таких большинство и это стабильная опора любого государства. Просто должны быть и другие))) Более того, по моему личному опыту, в числе довольных советской школой все же было большинство тех, кому повезло с педагогами (а также с родителями и поддерживающим окружением, которое могло объяснить, что происходит вокруг))) Потому что даже предсказуемому токарю хотелось с удовольствием читать интересные книжки, просто учителя не понимали его трудностей - токарем должен быть не тот, кто не справился в школе и не поступил в институт, а тот, кто хочет быть токарем. И вранье, что все хотят быть великими и заниматься наукой. Если посмотреть в Европы - там статус среднего образования выше, чем высшего - профессионалы, ремесленники очень ценятся и в среднем лучше оплачиваются, конкурс в аналоги наших ПТУ выше, чем в институты - в институты идут люди, которые действительно хотят заниматься наукой и готовы рискнуть в т.ч. материальным положением - не все станут высокооплачиваемыми профессорами, хороший сантехник более надежный, сытый и спокойный путь. Меня в Германии поражали здоровые красивые мужики - кто за прилавком стоит, кто гвозди приколачивает с абсолютно счастливым видом. Им бы в герои, а они довольствуются простой работой и очевидно ей очень довольны. Советский снобизм высшего образования во мне плохо переносил эту картину)))
Вернемся - я, к сожалению, а может и к счастью, не входила ни в одну из этих групп удовлетворенных. Я даже не технарь, хотя всю жизнь думала, что это так. Мне действительно легко все давалось, кроме истории - там совсем была мракобесная нелогика))), но этого мало. И я все время думала, что со мной что-то «не так»… Сопротивление моей личности в обучении педагоги совсем не изучали (как точно указал автор), просто осуждали (если замечали))) и пытались давить на совесть. Ну да, со мной много чего «не так» даже до сих пор - и я вижу, что современная система образования глобально лучше это учитывает. И я очень этому рада.
Надеюсь, это будет первым постом в давно мной задуманной серии про этапы обучения (ЭО). Очень много путаницы и разочарования в сфере образования в том, что нет понимания, как проходит обучение абсолютно у всех, вне зависимости от интеллектуального уровня) и какие этапы нужно обязательно пройти. И требовать от того (в первую очередь от себя!), кто «топчется» на второй ступеньке достижений тех, кто уже на 8-ой нельзя (что всегда делает стандартное образование, которое ориентируется на возраст). У каждого своя скорость и свои трудности в разных областях, и если этого не учитывать, получаются неучи из прекрасных умных людей. Может и это уже давно за меня сформулировали, не знаю пока))) Очень много наработок и материалов на эту тему, но цельной системы пока не видела, зато вижу как непонимание законов роста разочаровывает хороших людей.